Posted 8 февраля 2023,, 15:15

Published 8 февраля 2023,, 15:15

Modified 1 февраля, 19:51

Updated 1 февраля, 19:51

Александр Ивахник. В европейскую повестку вернулась давняя болезненная тема

Александр Ивахник. В европейскую повестку вернулась давняя болезненная тема

8 февраля 2023, 15:15
Фото: Иллюстрация ИА «Росбалт»

На саммите Евросоюза, который пройдет 9–10 февраля, естественно, вновь будут обсуждаться вопросы помощи Украине и санкций против России. Но, помимо этого, в повестку вернулась давняя болезненная тема: что делать с потоком незаконной миграции в Европу. Это неудивительно, поскольку в 2022 году было зарегистрировано около 330 тыс. незаконных пересечений границ ЕС — рост на 64% по сравнению с предыдущим пандемийным годом.

Агентство ЕС по беженцам в ноябре отметило, что разрыв между числом обращений о получении статуса беженца и числом принимаемых решений достиг наивысшего уровня за семь лет и в стадии рассмотрения находилось более 920 тыс. дел. К этому следует добавить, что европейская инфраструктура по приему беженцев до сих пор перегружена украинским потоком. За время СВО в страны ЕС въехали более 7,8 млн украинцев, на конец года число беженцев из Украины, получивших там статус временной защиты, составляло 4,9 млн.

Если беженцев из Украины встречали в Европе — и на уровне властей, и в массе населения — в целом гостеприимно, то отношение к мигрантам из Северной Африки и Ближнего Востока гораздо более настороженное. Отчасти это объясняется большими этнокультурными и религиозными различиями, отчасти — неопределенностью реальных мотивов их прибытия в Европу.

После мощнейшего миграционного кризиса 2015–2016 годов страны ЕС из-за острых противоречий так и не смогли выработать эффективную общую миграционную политику. Попытки ввести обязательные квоты перераспределения соискателей убежища между странами-членами и тем самым снизить нагрузку на Грецию, Италию и Испанию, ставших главными пунктами прибытия мигрантов, ни к чему не привели. Страны Центральной и Восточной Европы, которые в прошлом году с готовностью принимали украинцев, категорически отказывались размещать у себя арабов или афганцев.

Поэтому сейчас, в ситуации острейшего геополитического кризиса, руководство ЕС даже не выдвигает далеко идущих планов по смягчению миграционной проблемы, продвижению путей интеграции далеких мигрантов в европейские общества, а предлагает обсудить меры, которые не встретят принципиальных возражений.

Среди таких мер — укрепление безопасности внешних границ ЕС и увеличение ресурсов общей европейской пограничной службы Frontex. Некоторые деятели ЕС, в частности, премьер-министр Австрии Карл Нехаммер и глава фракции Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер, поднимают вопрос о выделении средств из бюджета ЕС на возведение забора на границе между беднейшей страной союза Болгарией и Турцией, откуда в Европу перебирались сирийские беженцы. Кстати, именно из-за недостаточной защиты границ Австрия недавно заблокировала вхождение Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону. Правда, пока Еврокомиссия против финансирования строительства пограничных заграждений из общих средств союза.

Главное предложение ЕК перед предстоящим саммитом — принятие мер по ускорению возвращения (т.е. депортации) мигрантов, получивших отказ в предоставлении убежища, в страны происхождения или транзита. Это действительно важный вопрос. В 2021 году миграционные службы стран ЕС приняли решения о высылке 342 тыс. человек, но лишь 24% из них были депортированы за пределы союза. За первую половину 2022 года отказ в праве на пребывание получили 180 тыс. человек, но ЕС покинули только 19%.

Часто неудачи с депортацией связаны не только с сопротивлением мигрантов, но и с нежеланием других стран принимать обратно своих граждан. Так, сотрудничество в этом вопросе не складывалось с Марокко, Тунисом и Алжиром. Еврокомиссия предлагает использовать в качестве рычага давления на такие страны все подходящие инструменты, как позитивные, так и негативные. Среди первых — увеличение финансирования из бюджета помощи ЕС развивающимся странам, расширение возможностей торговли. Среди вторых — удлинение сроков и увеличение платы за оформление виз.

Надо признать, что похожие предложения со стороны ЕК звучали и раньше — и даже принимались на саммитах, но заметного практического эффекта они не дали. Есть большие сомнения в том, что и на этот раз они принесут весомый результат.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co