Posted 4 апреля 2023,, 07:00

Published 4 апреля 2023,, 07:00

Modified 30 марта, 08:13

Updated 30 марта, 08:13

Алексей Йесод. Кибердракон против цифрового орла

Алексей Йесод. Кибердракон против цифрового орла

4 апреля 2023, 07:00
Фото: CC0 Public Domain

Отвлечемся, чтобы обсудить нарастающее соперничество в области разработки алгоритмов машинного обучения — актуальный аналог «космической гонки» эпохи холодной войны. Эксперты полагают, что основная борьба развернется между КНР и США. Китай в ближайшее время может быть официально объявлен хайтек-супердержавой, говорится в докладе Австралийского института стратегической политики. Исследование было частично проведено на деньги Госдепа США.

Попробую свести его многостраничные данные к выводам: на данный момент КНР лидирует в 37 из 44 высокотехнологичных отраслей, включая перспективные разработки в области обороны, космоса, нейросетей и робототехники. На втором месте находятся американские корпорации. Годы инвестиций, развития необходимой инфраструктуры и поиска молодых талантов с техническими знаниями дали свой результат, пишут исследователи. Впрочем, немало ключевых разработок и специалистов попадают в Китай из-за рубежа — он ни в коем случае не является автаркией, создавшей научное чудо только своими силами.

Подчеркну, этот доклад — вовсе не китайский пиар, которого тоже хватает, а мнение экспертов, получающих деньги из бюджета США. Они призывают западные правительства удвоить усилия по субсидированию научно-исследовательских проектов.

Есть и другое мнение — объективный анализ рынка нейросетей показывает: за исключением одного, все революционные прорывы в 2022 году были связаны с американскими стартапами. Боты DALLE-2 и ChatGPT созданы openAI (США). Сверхсложные ИИ-модели CnvNeXt и Instant NPG — MetaAI и Nvidia (США). И только немцы из Университета Людвига-Максимилиана разработали нечто сопоставимое — Stable Diffusion, нейросеть, рисующую изображения по текстовым описаниям.

Обратите внимание, все эти проекты — генеративные: они позволяют создавать цифровой контент любой сложности и в перспективе полностью изменят современный рынок труда. Ничего схожего по масштабам китайские ученые пока не создали — не будем же мы всерьез рассматривать меняющие внешность и возраст фильтры TikTok.

Каким же образом КНР достигла высоких результатов, описанных в докладе? Ответ кроется в следующей цифре: 48,49% (практически половина) научных работ по хайтеку, имеющих высокое цитирование, были написаны в Китае. Огромное научное сообщество страны создает, условно, миллион текстов, в котором коллеги цитируют своих коллег. В итоге получаем аналог накрутки ботами в реальной жизни. Работ по нейросетям и правда много, но реальной практической пользы от них почти нет — только видимость упорной работы.

Это, повторюсь, такое же мнение, как и вывод экспертов о технологическом лидерстве Китае. Нам же пока стоит задуматься, почему при некогда запредельном потенциале, наличии огромного числа профессиональных кадров и неплохих образчиков собственных нейросетей Россия даже не упоминается в числе возможных кандидатов на участие в главной кибергонке века.

Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»