Posted 18 апреля 2023,, 15:16

Published 18 апреля 2023,, 15:16

Modified 1 февраля, 20:04

Updated 1 февраля, 20:04

Андрей Никулин. Чем может обернуться для мира вооруженный конфликт в Судане

Андрей Никулин. Чем может обернуться для мира вооруженный конфликт в Судане

18 апреля 2023, 15:16
Фото: Стоп-кадр видео

На данный момент в Судане мятежники контролируют запад страны и регион многострадального Дарфура, вооруженные силы — побережье Красного моря и восток. В центре, в районе столицы, идут основные столкновения, ожесточенность которых не уменьшается из-за постоянной переброски сторонами подкреплений.

Фактически от того, кто возьмет под свой контроль крупный и центральный столичный регион, зависит и победа. Хотя мятежники уже упустили главный шанс за счет драйва и эффекта неожиданности перехватить инициативу у армейцев в первый день, а сейчас постепенно сказывается наличие у армейских тяжелого вооружения и авиации. Конечно, восставшим удалось захватить несколько военных баз, но вот персонала с нужной подготовкой у них, похоже, совсем немного — в основном легкая пехота.

Что еще? Сепаратисты на юге страны кроют матом обе стороны. На севере — пустыня и контрабандные пути в Египет и Ливию, которые в случае начала долгого противостояния заполнятся потоками оружия и наемников, как уже бывало не раз. По границам Египет, Чад, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан и место, которое раньше называлось Центральноафриканской республикой, пока выжидают, но в случае разрастания противостояния могут вмешаться, как и отдельные вооруженные группы из этих стран, а также разваленной Ливии.

Судан — бедная страна, но большинство соседей еще беднее, так что соблазн для их группировок отправиться в набег «за зипунами» достаточно высок, тем более что в случае отсутствия быстрой победы обе стороны начнут искать союзников. А еще существуют тлеющие приграничные конфликты, которые теперь могут обостриться.

Для мира в целом проблемой, пусть и не самой большой, может стать обрыв поставок нефти из Южного Судана, которая транспортируется через бывшую метрополию, а также возможные риски для гидротехнических сооружений на Ниле, потоки беженцев и риски обострения множества конфликтов у соседей, если цепная реакция противостояния перекинется на весь регион. Для России вероятность устройства вожделенной базы на Красном море в Порт-Судане сокращается, да и коммуникации с колониальными территориями в Центральной Африке, которые осуществлялись как раз через территорию ныне расколотого Судана, теперь под вопросом.

Андрей Никулин, философ, политолог