Posted 26 апреля 2023,, 18:50

Published 26 апреля 2023,, 18:50

Modified 30 марта, 08:13

Updated 30 марта, 08:13

Алексей Йесод. Новые поколения техноцивилизации должны твердо запомнить уроки Чернобыля

Алексей Йесод. Новые поколения техноцивилизации должны твердо запомнить уроки Чернобыля

26 апреля 2023, 18:50
Фото: CC0 Public Domain

Сегодня очередная годовщина Чернобыльской трагедии — она стала знаковым событием для позднего СССР и навеки изменила всю техноцивилизацию.

Пройдет еще пара лет — и тем страшным событиям стукнет сороковник. Наверное, только тогда, а может, еще лет через 10-20 мы сможем оценить их истинные масштабы. Ведь именно со взрыва реакторов и уранового фейерверка, с «биороботов» в свинцовых скафандрах, ржавого леса и призрачной Припяти началась нынешняя мрачная эпоха киберпанка.

Чернобыль показал, как небольшая по изначальным масштабам техногенная авария может разрастись до чудовищных масштабов: выжечь радиацией огромную территорию, отравить дожди по всей Европе, лучевой болезнью пронизать поколения людей. А заодно показать дряхлость бюрократической системы, призванной беречь общее наследие.

Сама система не пала под беспощадными ударами электронов — как обычно, она подставила под них живую плоть своих подданных. Собранные со всей страны ликвидаторы ценой здоровья и жизней смогли запечатать в бетонную гробницу ненадолго вырвавшегося демона. Чтобы еще десятки лет бороться с его проклятием. На 30-летие аварии мы с Павлом Пряниковым и Димой Сидоровым выпустили спецпроект. По словам многих его читателей, самым пронзительным вышло мое интервью с очевидцами и участниками ликвидации последствий. «В живых остался только я один» — ликвидатор, из слов которого я заимствовал название текста, скончался через несколько месяцев после публикации.

Чернобыль стал ударом не только для советской, но и для глобальной атомной энергетики, навеки нависнув над ней тенью подозрения. «Мирный атом» остается одним из самых безопасных и чистых способов добычи электроэнергии. Но тут как с авиакатастрофами — они случаются редко, но все их обсуждают. Ведь даже ничтожный процент аварий на АЭС приводит к намного более страшным последствиям, чем пожар на ТЭС или сломанный ветряк.

Любимая тема — реперные точки истории, безвозвратно меняющие судьбы мира. После Чернобыля пути главных покорителей атома резко разошлись. Кто-то продолжил его использование, кто-то начал закрывать реакторы. На днях ФРГ окончательно избавилась от АЭС. Зато Франция до сих пор имеет их больше, чем Россия и Украина, вместе взятые.

Отношение к атому может измениться с открытием управляемого термоядерного синтеза. Мы уже писали о проектах футуристических автомобилей и самолетов с реактором вместо двигателя, легко представить и компьютеры, и целые города, работающие и живущие благодаря расщеплению изотопов. Это станет возможным, только если новые поколения техноцивилизации однозначно и твердо запомнят уроки Чернобыля и увековечат его: в камне, стали, собственной памяти.

Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»