Posted 3 декабря 2019,, 14:06

Published 3 декабря 2019,, 14:06

Modified 1 февраля, 00:24

Updated 1 февраля, 00:24

Как сберечь нервы и деньги. Несколько советов клиентам банков

3 декабря 2019, 14:06
От спама и навязывания услуг можно избавиться, за мелкий шрифт в рекламе — наказать, а украденные со счета средства — вернуть.

В соцсетях шутят, что в 2019 году уже неприлично задерживать очередь в магазине, расплачиваясь наличными. Однако банки тоже способны доставить массу неприятностей. Чтобы их избежать или минимизировать, полезно знать свои права.

Защитите себя от навязывания услуг

Самое распространенное неудобство — получение спама. Передав банковским работникам номер своего телефона, вы часто словно бы подписываетесь на ранние звонки и бесконечные SMS-ки с предложениями открыть вклад, взять кредит, оформить новую банковскую карту и т. п.

На самом деле, даже если вы действительно при заключении договора разрешили банку присылать вам «уникальные предложения», от этой «услуги» всегда можно отказаться. А если кредитная организация вас игнорирует — пожаловаться в ФАС, которая в таких случаях обычно занимает сторону клиента.

Например, в марте челябинское управление ФАС оштрафовало Сбербанк России на 105 тыс. рублей за SMS-рекламу без согласия абонента. Клиент, которому надоели назойливые сообщения, обратился в банк и даже получил в ответ уведомление об отключении рекламы. Однако вскоре поступило очередное предложение: «Михаил Евгеньевич, для Вас — кредит от Сбербанка…» Терпение мужчины лопнуло, он обратился в антимонопольное ведомство, и там, разобравшись, наказали банк рублем.

В октябре челябинскому УФАС снова пришлось заниматься такой же историей: клиент просил Сбербанк прекратить рассылку, но безуспешно. Тогда мужчина сделал скриншоты, взял детализацию услуг связи и отнес их в территориальное управление ФАС.

Такие дела антимонопольщики щелкают как орешки — а заодно могут проверить финансовую организацию на предмет других нарушений. Например, в Москве клиент ВТБ попросил ФАС избавить его от рекламы, но банк заявил, что на момент отправки сообщения имелось согласие абонента на его получение. После чего специалисты УФАС присмотрелись к рекламе и обнаружили, что банк не указал всех существенных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита.

Иногда банки пытаются судиться с антимонопольным ведомством, но редко добиваются успеха. В Подмосковье «Альфа-Банк» оспаривал штраф за спам по жалобе гражданина, но суд решил, что 120 тыс. рублей заплатить все же придется.

Читайте написанное мелким шрифтом

Требуя от клиентов максимум личных данных, включая телефон, адрес, подтверждение уровня доходов и т. п., банки не любят раскрывать полную информацию о своих продуктах. Иногда человек берет кредит из-за рекламы, а потом узнает, что расплатиться будет сложнее, чем он предполагал.

В этом случае тоже можно жаловаться в ФАС. Например, в столице ВТБ недавно был оштрафован на 600 тыс. рублей из-за рекламы финансовых услуг без указания всех условий, влияющих на сумму расходов. Это считается недостоверной рекламой.

Широко распространено и такое нарушение, как «мелкий шрифт»: по закону все условия должны быть доступны для ознакомления. Так, сотрудники липецкого УФАС заметили, что в рекламе Липецккомбанка процентная ставка и максимальная сумма кредита были прописаны крупным шрифтом, а другие важные детали — почти нечитаемым. Банку пришлось изменить рекламу.

Опасайтесь мошенников

Использование специализированных онлайн-сервисов удобно, но является фактором риска. Все уже знают, что сотрудники банков никогда не попросят клиента сообщить им номер карты, пароли или коды, поэтому если кто-то пытается получить такую информацию — он определенно мошенник.

Но подчас жулики прибегают к изощренным методам. Так, сам Сбербанк предупреждал, что злоумышленники могут создавать фишинговые сайты, копирующие дизайн и содержание официального сайта банка. Введя идентификаторы и пароли, клиент лишается денег.

Ключевой элемент безопасности — одноразовый пароль. Его нельзя никому передавать. Но если вредоносное программное обеспечение заражает мобильное устройство и перенаправляет клиента на сайт-ловушку, то вирус может самостоятельно получать и пересылать мошенникам SMS-пароли для входа и подтверждения операций. Большую известность получил случай в 2012 году, когда программа для взлома счетов сервиса «Сбербанк Онлайн» была открыто размещена в магазине приложений для Android — Google Play.

Отметим, что согласно закону «О национальной платежной системе», банк обязан вернуть украденные мошенниками деньги, если пострадавший клиент обратился к нему с соответствующим запросом в течение суток. В некоторых случаях срок обращения может быть продлен. Однако, по оценке финансового омбудсмена Павла Медведева, банки очень редко возвращают деньги добровольно.

Добиться возмещения можно через суд. Например, в Перми мужчина обнаружил пропажу с карты «Мир» около 60 тыс. рублей. Банк вернуть деньги отказался. Тогда мужчина обратился в суд и выиграл: судья постановил взыскать с банка неправомерно списанные денежные средства, проценты за пользование и судебные расходы.

Жулики могут попасться и среди работников банков. Так, в Тульской области экс-менеджер по продажам офиса Сбербанка сообщала клиентам, что обязательным условием для выдачи кредита якобы является страхование жизни и здоровья. В итоге суд признал женщину виновной в мошенничестве.

Когда о тебе знают все…

Летом 2019 года жители Петербурга сообщали о звонках с номеров, идентичных телефонам поддержки Сбербанка и банка «Тинькофф». Звонившие преступники знали не только номер счета и паспортные данные, но иногда даже сумму остатка на счете клиента. Дело в том, что эту информацию можно купить.

Так, недавно на «черном рынке» появилась база данных вкладчиков ВТБ. Продавец рассказал «Известиям», что в базе 5 тыс. строк. Представители ВТБ заверили, что сведения из нее были актуальны в 2016 году. Однако несколько человек, данные которых предлагались к продаже, сообщили журналистам, что у них и сейчас есть депозиты в банке, а один клиент назвал сумму, которая совпала с указанной в базе.

До этого в интернет попали данные 3,5 тыс. держателей кредитных карт Альфа-Банка и 3 тыс. клиентов «АльфаСтрахования», сообщал РБК. Представитель Альфа-Банка признал, что «достоверно известно о незаконном распространении персональных данных 15 клиентов».

В сентябре на специализированном интернет-форуме появилось объявление о продаже «свежей базы крупного банка». Продавцы уверяли, что владеют информацией о 60 млн кредитных карт. В доказательство был представлен фрагмент, содержащий данные 200 человек из разных городов, которые обслуживает Уральский территориальный банк Сбербанка. Форум был немедленно заблокирован Роскомнадзором. А 2 октября пресс-служба Сбербанка коротко сообщила о «возможной утечке учетных записей по кредитным картам», которая затрагивает «как минимум 200 клиентов банка». И только 21 ноября глава Сбербанка Герман Греф признал утечку 5 тыс. учетных записей клиентов. По версии Сбера, данные кредитных карт продал преступной группе в теневом интернете один из сотрудников банка.

Греф назвал произошедшее в стенах учреждения преступление «суровым уроком». Вероятно, соответствующие выводы из этого «урока» вправе сделать и клиенты банков…

Дмитрий Ремизов