Posted 18 февраля 2020,, 16:46

Published 18 февраля 2020,, 16:46

Modified 1 февраля, 00:57

Updated 1 февраля, 00:57

Путина уберегут от судьбы Хрущева и Брежнева

18 февраля 2020, 16:46
Внесение в Конституцию нормы о неприкосновенности бывших президентов призвано зацементировать существующую политическую систему, полагают эксперты.

Очередная поправка в Конституцию России, выдвинутая на этот раз членом Совета Федерации Екатериной Лаховой, содержит предложение зафиксировать в основном законе неприкосновенность бывших президентов РФ. Днем во вторник официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать эту инициативу, сообщив лишь, что «пока список предложений не конкретизирован». Однако уже вечером глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников подтвердил, что норма о неприкосновенности экс-президентов РФ «будет поднята» на уровень Конституции.

О том, чем вызвана такая инициатива и о чем может свидетельствовать ее обнародование, учитывая, что в России и без того есть федеральный закон о гарантиях экс-президентам (включая неприкосновенность), принятый еще в 2001 году, обозреватель «Росбалта» попросил ответить экспертов.

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

«Вносимые сейчас поправки в Конституцию с точки зрения авторов этого проекта выглядят неким комплексом, призванным зацементировать существующую систему, которая могла бы функционировать при любом руководителе, и выстроить новый баланс сдержек и противовесов, сделать существующий режим еще более стабильным. В любом случае стремление выстроить некую стабильную конструкцию здесь явно присутствует. Причем через всенародное голосование.

Проблема в том, что в нашей истории есть традиция, когда преемники того или иного правителя начинали масштабную ревизию его деятельности. Примеров можно вспомнить довольно много: Никита Хрущев, Леонид Брежнев. Да и Сталин произвел серьезную ревизию наследия Ленина, и это стоило жизни большинству соратников последнего. Сейчас наверху, вероятно, есть желание, чтобы подобного не произошло. Отсюда и желание зацементировать нынешнюю систему, пропустить ее через всенародное голосование и внести поправки в Конституцию, пересмотреть которую гораздо трудней, чем федеральный закон. Именно поэтому действующего сейчас закона о гарантиях экс-президентам нынешним властям предержащим представляется недостаточно.

Вопрос о том, почему инициативу о внесении гарантий бывшим президентам в Конституцию внесла Лахова, объясняется тем, что президент не может говорить о самом себе. Поэтому для озвучивания этой идеи и был избран известный политик с большим опытом.

Эта поправка, как и ряд других, например, предложение изъять из статьи Конституции, посвященной двум президентским срокам, слово „подряд“, предложение о включении экс-президента в состав Совета Федерации, повышение статуса Государственного совета — все это говорит о том, что Владимир Путин, вероятно, не пойдет на следующие президентские выборы, а переместится на какую-то другую должность. Во всяком случае, все говорит о том, что события развиваются в этом направлении, которое, как мне кажется, уже определено».

Игорь Минусов, президент Европейской ассоциации политических консультантов:

«Инициативу Лаховой можно трактовать с разных сторон. На мой взгляд, существующий закон о гарантиях бывшим президентам достаточен и без внесения этой нормы в Конституцию. В этом смысле гарантии экс-президентам, внесенные туда, выглядели бы избыточными.

Не исключено также, что идея зафиксировать в Основном законе неприкосновенность бывших президентов вызвана и тем, что госпожа Лахова просто-напросто лишний раз хочет подчеркнуть лояльность действующему главе государства. Или ее просто попросили об этом».

Андрей Окара, директор Центра Восточноевропейских исследований:

«Характер поправок в Конституцию России говорит о том, что в Кремле еще сами до конца не определились о том, что будет после 2024 года и поэтому рассматривают все возможные варианты. Если Путин после внесения этих поправок, в которых будет изменен объем полномочий президента (что позволит сказать, что это уже другая должность, хотя она и называется, как и прежде), пойдет на очередной „первый“ президентский срок, то легитимность подобного решения уязвима. Именно поэтому рассматривается вариант с Госсоветом и аналогичными вещами.

Что касается идеи Лаховой о гарантиях экс-президентам и других идей, высказываемых сейчас различными депутатами, сенаторами, и прочими политическими персонами, то это все укладывается в главную ныне российскую политическую игру, смысл которой состоит в стремлении предугадать пожелания верховной власти.

Так что можно допустить, что инициатива Лаховой совсем не обязательно является идеей администрации президента, а вполне может быть ее личной „художественной самодеятельностью“.

Можно также трактовать идею конституционных гарантий бывшим президентам и как то, что Путин, вероятно, уйдет с поста президента, но при этом не очень уверен в легитимности должности главы Госсовета. Раз уж ни в чем сейчас быть уверенным нельзя, то и создается максимум гарантий для носителей верховной власти».

Александр Желенин