Posted 17 августа 2021,, 18:55

Published 17 августа 2021,, 18:55

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

«Рука Вильнюса» дотянулась даже до Пекина

17 августа 2021, 18:55
Литва не впервые выдвигает глобальные инициативы чуть ли не планетарного масштаба. На сей раз под раздачу попал Китай.

Конфликт между Вильнюсом и Пекином вспыхнул на ровном месте в июле 2021 года, когда Тайвань объявил об открытии своего офиса в Вильнюсе. В принципе, проблем быть было не должно: подобные учреждения, де-факто исполняющие функции посольств, существуют и активно работают в большинстве стран мира.

Вот только там они традиционно называются «представительство Тайбэя» (столицы Тайваня). А в Вильнюсе должен был впервые открыться офис под вывеской «представительство Тайваня», что подразумевало статус дипломатического учреждения суверенного государства.

Китайцы, традиционно чувствительные к церемониальным тонкостям, сразу высказали протест. «Разрешение Тайваню открыть представительство от своего имени, которое дали власти Литвы, грубо нарушает дух коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китаем и Литвой и серьезно подрывает суверенитет и территориальную целостность КНР, — говорится в заявлении МИД Китая. — Правительство Китая — категорически против этого шага». Министерство иностранных дел КНР также призвало Литву «немедленно исправить свое ошибочное решение» и «не идти далее по этому неверному пути».

В итоге дошло до взаимного отзыва послов из Пекина и Вильнюса. Однако президент Литвы Гитанас Науседа не побоялся высказаться достаточно жестко. Он заявил, что Вильнюс сам решает, с какими странами ему развивать отношения, но надеется, что Пекин изменит решение об отзыве посла. Здесь можно вспомнить и другие выпады Литвы против Китая: требование международного расследования притеснения уйгуров, обвинения в покушениях на национальную безопасность и т. д.

Конечно, такая ссора маленькой Литвы (с населением 3 млн человек) и огромного Китая (полтора миллиарда) — не тема для первых полос мировых СМИ. Однако суть дела в том, что Литовская Республика в последние годы регулярно становится таким раздражителем для всего мира. Чаще всего, конечно, со стороны Вильнюса слышны выпады в адрес России. Причем практически по любому поводу.

Конечно, можно понять очень болезненную реакцию литовских должностных лиц на российско-белорусские учения «Запад-2017»: их легенда очень слабо маскировала подготовку к войне с Польшей и Литвой. Но куда сложнее объяснить, почему в апреле нынешнего года Вильнюс объявил персонами нон грата двух российских дипломатов. «Литва приняла такое решение после событий в Чешской Республике в знак солидарности с нашим союзником, который подвергся беспрецедентно опасной атаке в 2014 году», — было сказано в сообщении литовского внешнеполитического ведомства. Там добавили, что высылка российских дипломатов также является реакцией на «неадекватный ответ России» в отношении действий Праги. Можно вспомнить и противодействие Литвы строительству газопровода «Северный поток — 2», явно просто из солидарности с Украиной и США.

Продолжать перечень такого рода «раздражающих» действий литовских руководителей можно долго. Например, с 2014 года Литва усердно лоббирует принятие в НАТО Украины. Также Вильнюс стал инициатором создания в 2015 году совместной международной литовско-польско-украинской бригады имени Великого гетмана Константина Острожского, а также «Люблинского треугольника» в составе Польши, Литвы и Украины — «демоверсии» Междуморья. «Люблинский треугольник», кстати, открыто позиционируется как альтернатива «Русскому миру» в Восточной Европе.

Наконец, редкостной бескомпромиссностью отличается литовская политика в отношении Белоруссии. Сперва официальный Вильнюс несколько лет скандалил с Минском из-за БелАЭС. Ну, там хоть интерес литовцев был понятен: станция строилась на самой границе, в 50 км от Вильнюса, да еще и на геологическом разломе. (Кстати, АЭС, построенную по российскому проекту «Росатомом» уже скоро год как не удается полноценно запустить в эксплуатацию — аварии происходят одна за другой.)

Но куда более острым конфликт двух соседних стран стал с самого начала «белорусской революции». Литва с первых дней поддержала протесты против режима Лукашенко, сразу начала принимать политических беженцев из Белоруссии, а вскоре приютила у себя и изгнанную с родины Светлану Тихановскую с детьми. Причем Вильнюс начал все это делать совершенно самостоятельно, когда США и ЕС еще вообще не сформулировали свою позицию относительно драматических событий, развернувшихся после 9 августа 2020-го.

Причем Литва действует очень последовательно. Для работы штаба Светланы Тихановской в Вильнюсе созданы все условия. Также Вильнюс принял решение до конца года самостоятельно отказаться от транзита и перевалки в своих портах белорусских экспортных грузов. Для небогатой Литвы это будет означать потерю большой части доходов, но приверженность принципам, получается, важнее.

Почему Литва так старается выступить в роли «нарушителя спокойствия» как в Европе, так и в мире в целом? Это само по себе странно, ведь официальный Вильнюс не стремится противопоставить себя Брюсселю (как это делают Польша и Венгрия). Скорее, наоборот, литовское руководство гипертрофированно высказывает все то, о чем только лишь думают в Брюсселе и Вашингтоне. Порой даже складывается впечатление, что официальный Вильнюс в своих демаршах смотрит на реакцию не Москвы/Минска/Пекина, а на реакцию ЕС и США. И пытается ответить себе на вопрос: а если что-то случится — нас защитят? За нас заступятся? А что, если русские танки рванут через «сувалкский коридор»? Ну и т. д.

Литва старается выглядеть самой демократической страной в мире даже вопреки собственным экономическим интересам. Соседние Латвия и Эстония идеологически солидарны с Литвой — но громких демаршей не делают, а потому спокойно стригут купоны за счет своего положения между востоком и западом Евразии. А вот Вильнюс — теряет деньги, портя отношения с Китаем, сам отказываясь от белорусского транзита, и содержа за свой счет многочисленных белорусских оппозиционеров.

И как-то не видно особой материальной благодарности ни от европейцев, ни от американцев. По крайней мере такой благодарности, которая бы сказывалась на доходах страны. Остается предположить, что руководители Литвы в самом деле действуют из любви «к искусству», то бишь демократии. Ну или дальновидно рассчитывают на продление в будущем европейских субсидий для бедных стран с окраин ЕС, а также на будущее американское финансирование перевооружения литовской армии.

Но пока Вильнюс получил только 38 тонн колючей проволоки — их подарила Украина во время кризиса с мигрантами на границе Беларуси и Литвы. Ну а вопрос о том, действительно ли литовские власти действуют не в своих интересах, а в интересах США (ЕС, коллективного Запада, рептилоидов), все равно ведь останется открытым. И разные пропагандисты будут трактовать его по-разному.

Вячеслав Гордиенко