Posted 23 октября 2021,, 00:43

Published 23 октября 2021,, 00:43

Modified 1 февраля, 15:58

Updated 1 февраля, 15:58

Ученые доказали, что в вымирании мамонтов люди не виноваты

23 октября 2021, 00:43

Причиной вымирания мамонтов в Сибири стало прежде всего резкое изменение климата, а не деятельность человека. Статья международного коллектива ученых опубликована в журнале Nature, пишет Лента.Ру.

Напомним, шерстистые мамонты вымерли около 4 тыс. лет назад. Они были не только основным источником мяса древних людей, но и стройматериалом, из их костей делали основу для жилищ, из бивней — гарпуны и даже музыкальные инструменты. Широко распространена теория, что мамонтов загубили древние люди.

Исследователи из Института наук о Земле СПбГУ совместно с коллегами из Великобритании, Дании, Китая, Норвегии и США решили восстановить облик тундростепи, в которой обитали мамонты. Для этого они методом дробовика — получении из случайной массированной выборки клонированных фрагментов исходной последовательности — проанализировали ДНК древних растений и животных, собранных из 535 различных мест Арктики, где обитал мамонт, за 20 лет. Также они проанализировали ДНК боле 1,5 тыс. современных растений и животных.

Исследователи сумели нанести на карту распространение популяций мамонтов и других представителей мегафауны тундростепи. Они увидели, что со временем их популяции и генетическое разнообразие становилось все меньше и меньше — что делало выживание все более сложным. С окончанием плейстоцена около 12 тыс. лет назад и сопутствовавшим уходом ледников и образованием рек, озер и болот растительность сократилась и ее стало недостаточно для поддержания прежнего уровня популяций. По мере потепления климата деревья и болотные растения заняли место прежних пастбищ мамонтов.

«Мы показали, что изменения климата, в частности выпадение осадков, непосредственно привело к изменениям растительности. Согласно нашим моделям, люди не оказали никакого влияния на мамонтов», — рассказал первый автор работы, научный сотрудник Кембриджского университета Ючен Ван.

Однако на исчезновение мамонтов повлияло не только само потепление климата. «Его скорость стала последним гвоздем в крышке гроба — мегафауна тундростепи не смогла достаточно быстро приспособиться, когда ландшафт коренным образом преобразился и еды стало не хватать», — отметил руководитель научной группы, профессор Копенгагенского и Кембриджского университетов Эске Виллерслев.

В сентябре сообщалось, что американские ученые решили провести эксперимент: вернуть в дикую природу вымерших мамонтов путем создания гибрида слона и мамонта. В эмбрионы азиатского слона специалисты внесут гены, отвечающие за рост шерсти и наличие жировых отложений, помогающих выживать в северных условиях. Потом зверей предполагается экспонировать в зоопарках, а также акклиматизировать в арктической тундре. Возможно, удастся даже воссоздать тундростепь — естественную среду обитания мамонтов. Эксперимент рассчитан на шесть лет, на его проведение уже собрано $15 млн.