Posted 16 октября 2017,, 12:51

Published 16 октября 2017,, 12:51

Modified 31 января, 17:08

Updated 31 января, 17:08

Австрия свернула направо

16 октября 2017, 12:51
Досрочные выборы в парламент Альпийской республики привели к поражению партий и победе отдельных личностей.

Новым федеральным канцлером Австрии, скорее всего, станет 31-летний Себастьян Курц, на заре своей карьеры курировавший правительственную программу по интеграции иностранцев, а затем возглавивший МИД. На фоне забюрократизированной и достаточно провинциальной австрийской политики молодой министр стремительно превратился в самого популярного политика в стране. После досрочной отставки в 2017 году руководства правоцентристской Австрийской народной партии (АНП) Курц не только «захватил» вторую на тот момент политическую силу в стране, но и добился от социал-демократов проведения досрочных парламентских выборов. Не помешало ему даже то, что его предшественники во главе АНП всего за несколько месяцев до этого договаривались с социал-демократами о назначении парламентских выборов на 2018 год.

Однако Курц не мог ждать. Он столь стремительно стал за свои достаточно резкие высказывания самым популярным политиком в Австрии, что вполне мог так же быстро эту поддержку избирателей утратить. В итоге выборы прошли 15 октября и принесли АНП победу. Правда, не такую оглушительную, на какую, похоже, рассчитывал молодой министр. Народная партия, по предварительным данным, получила 31,6%, прибавив более 7,5% по сравнению со своим результатом на прошлых выборах.

На втором месте социал-демократы с 26,9%, которые тоже, хоть и весьма незначительно, на 0,1%, улучшили свой результат. Им это, впрочем, не помогло, и они проиграли правоцентристам, лишь незначительно опередив праворадикальную Австрийскую партию свободы, набравшую 26% (на 5,5% прибавившую голосов избирателей в сравнении с предыдущими выборами). Националистам, которых «левые» иногда называют просто неонацистами, поскольку именно таково историческое происхождение Партии свободы, — помогли недавние выборы президента. Тогда, напомним, их кандидат Норберт Хофер сначала даже почти выиграл их. Но затем результаты второго тура были отменены и переголосованы. Президентом стал близкий к партии «зеленых» Александр ван дер Беллен.

Его победа уже на парламентских выборах обернулась удачей для ультраправых и трагедией для «зеленых». Австрийская партия свободы увеличила свое представительство в парламенте и имеет все шансы стать младшим партнером АНП при формировании правительственной коалиции. Тогда есть шанс, что все тот же Норберт Хофер займет пост главы МИД, который Себастьян Курц так удачно использовал как трамплин для подчинения себе партии, а затем и ожидаемого получения поста главы правительства.

Что касается «зеленых», то они накануне выборов раскололись надвое. «Список Пильца» — движение имени одного из их лидеров — в парламент вроде бы проходит, набирая 4,3% (заградительный барьер в Австрии составляет 4%). Сами же «Зеленые» недобрали 0,1% и остаются, похоже, за бортом. Правда, у всех партий еще есть шанс улучшить свои результаты, поскольку пока не подсчитаны бюллетени избирателей, отправленные по почте. Это, как отмечают эксперты, даже при почти 80-процентной явке может скорректировать итоги выборов в целом приблизительно на 2%, то есть, например, позволить «зеленым» попасть в парламент Австрии или Австрийской партии свободы передвинуть социал-демократов на третью позицию.

Впрочем, на основные итоги выборов это влияния не окажет. А они — скорее в идеологической и символической областях. Во-первых, и это уже давно отмечают многие аналитики, в Австрии в сознании избирателей происходит условный «правый поворот». Здесь популярны и националисты, и Себастьян Курц, выступающий за максимально жесткую политику в отношении мигрантов. Например, за отмену для них значительной части пособий. И это не удивляет с учетом того, что Австрия во время так называемого «миграционного кризиса» была одной из главных транзитных стран на пути беженцев с юга Европы в Германию.

Однако вторая тенденция — персонализация политики — представляется важнее. Эти выборы были в значительной мере не конкуренцией партий или программ, а борьбой лидеров. Петер Пильц откололся от партии «Зеленых» — и преуспел. Себастьян Курц объявил себя единоличным лидером правоцентристов, отодвинув старых партийных бонз на второй план, — и выиграл выборы. Это, конечно, еще не диктатура и даже не культ какой-то отдельной личности, но тенденция налицо. Такие демократически выбранные «диктаторы-лайт» сейчас руководят многими странами Центральной и Восточной Европы. Например, венгерский лидер Виктор Орбан или глава правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский.

Недаром немецкие СМИ часто называют молодого Себастьяна Курца — анти-Меркель. Кстати, победившая на недавних парламентских выборах в Германии немецкий канцлер в это же воскресенье потерпела первое ощутимое поражение. На выборах в земельный парламент Нижней Саксонии впервые победили социал-демократы (36,9%). У ХДС Ангелы Меркель чуть более 33,5%.

Если же смотреть на политические итоги выборов в Австрии с «российской колокольни», то получается, что для Москвы — это очевидная удача. Себастьян Курц на посту министра иностранных дел достаточно позитивно высказывался о возможностях сотрудничества с Россией и негативно — о санкциях против нее. Он, разумеется, не будет бороться за их отмену, но явно будет лоббировать внутри ЕС расширение экономического, в том числе, в области нефти и газа, сотрудничества с Россией. Вряд ли Курц также будет в числе тех европейских лидеров, которые выступают за активную поддержку Украины в ее противостоянии российскому давлению. Наконец, если в правящую коалицию войдет Австрийская партия свободы, которая в 2016 году подписала с «Единой Россией» соглашение о сотрудничестве, то «пророссийский крен» нового правительства будет еще сильнее.

Иван Преображенский