И коня не остановит, и в избу не войдет

Решение отправить на «Евровидение» певицу Манижу вряд ли поможет России улучшить свой международный имидж.


Проблема не в толерантности, а в эстетике. © Стоп-кадр из клипа «Русская женщина»

«Евровидение» остается экспериментальным полем для российского шоу-бизнеса, который лоббирует государственные интересы. У нас в активе есть несколько достижений на этом музыкальном соревновании, но все они в далеком прошлом, а в последнее время конкурс ассоциируется только с разочарованиями и скандалами. Тем не менее Россия с упорством, достойным лучшего применения, пытается добиться теплого приема и не столько что-то показать, сколько доказать.

Эксперимент с Юлией Самойловой в 2017 и 2018 годах себя не оправдал: вопреки ожиданиям, артистка с ограниченными возможностями не завоевала европейских симпатий, а отвратительная подготовка номера испортила ей репутацию на родине. Теперь же ставку сделали на другие западные тренды: феминизм и этническое многообразие. Но поможет ли это произвести впечатление на искушенную публику и циничное жюри?

Национальный отбор участников на Первом канале состоялся 8 марта. В борьбе с Therr Maitz и «#2Маши» победила певица Манижа Сангин, причем обо всех троих кандидатурах широкому зрителю до этого момента было мало что известно.

Манижа — уроженка Таджикистана, давно живущая в России, а ее песня называется «Русская женщина», что выглядит несколько иронично. В СМИ и соцсетях уже раскритиковали и выбор участницы, и сам номер. С чем связана такая реакция публики и насколько она оправдана?

Первым делом, конечно, приходит на ум ксенофобия, в которой «прогрессивная общественность» любит обвинять русского обывателя. Ведь другие страны давно и успешно отправляют на «Евровидение» представителей этнических меньшинств. В 2011 году от Норвегии выступала кенийка Стелла Мванги — с номером в ярко выраженном африканском стиле и песней, названной на суахили. А на прошлом конкурсе Швецию представляла группа The Mamas, состоящая из трех темнокожих артисток, которые исполнили зажигательную композицию в жанре госпел. Такой выбор северных стран отлично вписался в концепцию мультикультурности.

Не исключено, что Россия с Манижей надеется оседлать хотя бы эту волну. Вот только номер вышел очень странным. Смесь русского языка с английским, а также пения с речитативом, подчеркнуто китчевый облик певицы и манера исполнения, местами больше подходящая для стенд-апа, — такой гротеск на фоне прежних лирических баллад Юлии Савичевой, Дины Гариповой или Полины Гагариной вызывает явный диссонанс.

И похоже, что зрителей возмущает отнюдь не национальность Манижи, а именно форма подачи, из-за которой хороший вокал исполнительницы уходит на второй план. Ведь в прошлые годы Россию представляли татарки Алсу и Дина Гарипова, белоруска Наталья Подольская, группа «Премьер-Министр», в составе которой выступали молдаванин, цыган и мулат, и никого это особенно не напрягало. Негативную реакцию вызвала только украинская певица Анастасия Приходько в 2009 году, которая после начала вооруженного конфликта на Украине стала политиком и общественным деятелем с ярко выраженной антироссийской позицией. Так что не стоит обвинять россиян в дремучей нетолерантности.

Примечательно, что Манижа активно занимается общественной деятельностью: помогает благотворительным фондам, поддерживает идеи феминизма, поднимает такие темы, как домашнее насилие над женщинами и детьми, навязанные идеалы красоты, проблемы взросления и старости. Маловероятно, что это как-то поможет певице на «Евровидении», а вот агрессию на родине ей уже удалось спровоцировать. К этому, конечно, приложил руку сам феминизм третьей волны: его представительницы давно борются не с угнетением прав или варварскими обычаями в некоторых странах, а с недостатком женщин-режиссеров и слишком красивыми героинями компьютерных игр.

Как бы то ни было, молодежь вряд ли поддержит певицу за ее социальную позицию и взгляды. А людям старшего поколения наверняка не понравится креативная часть: для них крупный музыкальный конкурс все еще ассоциируется с традиционной эстрадой. Так что целевую аудиторию номера Манижи сложно определить.

Возможно, ответственные за представительство России на «Евровидении» просто решили «похулиганить». Во-первых, в нынешних пандемических реалиях сложно предсказать будущее самого конкурса, во-вторых, наша страна не стремится быть его хозяйкой в следующем году. А поскольку юмор и легкое отношение к жизни полезны для здоровья, то этот подход можно даже поприветствовать.

Если же это попытка понравиться Европе, то, скорее всего, она окажется провальной.

Людмила Семенова


Читайте также Песню Манижи для «Евровидения» проверяет СК РФ. В соцсетях некоторые считают, что это дурдом

Россияне на Масленицу провели «вселенскую вакцинацию» и сожгли замок корона-людоеда (фото)

«Совсем не обязательно в нашу пользу»: в Британии прикинули перспективы танковой войны с Россией