Posted 10 ноября 2011,, 15:45

Published 10 ноября 2011,, 15:45

Modified 1 апреля, 04:09

Updated 1 апреля, 04:09

Музы в шоке

10 ноября 2011, 15:45
Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» стал в Петербурге риторическим. На вакантное место главы Комитета по культуре упорно сватают «бананового короля» Владимира Кехмана. С самими деятелями искусства пока это назначение так никто и не обсуждал.

Крылатый вопрос Горького «С кем вы, мастера культуры?» стал в Петербурге риторическим. На вакантное место главы городского Комитета по культуре упорно сватают директора Михайловского театра, «бананового короля» Владимира Кехмана. Непосредственно с самими «мастерами культуры» никто это назначение обсуждать не намерен.

Рефреном первых месяцев пребывания нового губернатора в Смольном могут стать слова из любой детской считалочки на вылет. В самом процессе обновления кадров, который сопутствует приходу другого руководителя, нет ничего ни крамольного, ни из ряда вон выходящего. Люди, работавшие с Валентиной Матвиенко, покидают свои кабинеты, Георгий Полтавченко формирует собственную команду. За два месяца новой жизни Петербург успел лишиться и приобрести уже нескольких вице-губернаторов и глав комитетов. Как правило, новые люди хоть и имеют петербургские корни, но их имена мало что говорят горожанам. Исключением может считаться разве что Комитет по культуре, на пост руководителя которого упорно сватают основателя группы JFC и руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана.

Поводов о себе напомнить у «фруктового магната» было с избытком. Чего стоит хотя бы его выход на сцену Михайловского театра в роли принца Лимона в балете «Чипполино». Впрочем, далеко не всех Кехман пускал на свои подмостки. Например, в прошлом году он отказал журналу «Русский пионер» в проведении вечеринки во время Петербургского экономического форума. Как выяснилось позже, бизнесмену не понравилась книга колумниста издания Ксении Собчак: в «Энциклопедии лоха» Кехману была посвящена целая глава. «Пущу всех, кроме Собчак», - озвучил он свой вердикт. На защиту светской львицы встал редактор «Русского пионера» Андрей Колесников, который, в свою очередь, заявил, что своих не сдает.

Сегодня бананы с наклеенными этикетками «Bananza!» (бренд принадлежит группе JFC) не редкий гость на прилавках города. Завозимые с эквадорских плантаций они вроде бы пока никому поперек горла не встали. А вот от того, что петербургская культура может быть накрыта зонтичным брендом «Кехман», в восторге далеко не все. И, прежде всего, сами деятели этой культуры.

Перед тем как назначить Владимира Кехмана на пост главы петербургского Комитета по культуре, городской администрации необходимо проконсультироваться с представителями культурного сообщества — театральными деятелями, кинематографистами, архитекторами и литераторами, считает театральный критик Татьяна Москвина.

По ее словам, кандидатуру Кехмана считает неудачной не только она, но и многие другие деятели петербургской культуры. При этом в своей нелюбви к Кехману объединяются даже идеологические враги.

"Владимир Абрамович, при всех его достоинствах, своим характером вызывает сильное раздражение у очень многих. Люди, состоящие в непримиримых вражеских отношениях, на моих глазах на съезде СТД (Союз театральных деятелей) говорили, что они объединятся и постараются сделать все, чтобы этого не было", — рассказала Москвина "Росбалту".

По ее словам, за время, которое прошло с ухода предыдущего главы комитета Антона Губанкова, ничего катастрофического и из ряда вон выходящего в культурной жизни Петербурга не произошло, а следовательно, не стоит торопиться с назначениями.

"Считаю, что надо проконсультироваться с людьми, которые делают культуру. У нас их и так горстка осталась. Необходимо поговорить, подумать. Спокойно мы проживем месяц-другой без этого председателя", — заявила Москвина.

В свою очередь, писатель Дмитрий Быков считает, что было бы логичным, если бы комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга возглавил человек, имеющий хорошую репутацию в культурных кругах.

"Хотелось бы, чтобы хоть раз комитет по культуре возглавил реальный деятель культуры. Ни менеджер, ни тот, кто хорошо реставрирует объекты культуры, а человек, имеющий отношение к культуре, что-то сделавший на этой почве", — поделился писатель своими мыслями с "Росбалтом".

По мнению Быкова, людей, соответствующих данным критериям, найти можно. Возглавить комитет могли бы, например, писатель Александр Житинский, с нуля создавший в Петербурге первое частное издательство, кинопродюсер и режиссер Сергей Сельянов, компания которого делает "хорошее русское кино", или "человек с Ленфильма" Любовь Аркус, которая доказала наличие организаторских способностей, работая в журнале "Сеанс" и помогая детям-аутистам.

В числе достойных Быков назвал и прозаика Дмитрия Каралиса, который приютил бездомных петербургских писателей, организовав Писательский клуб, Андрея Арьева, которому удалось провести через кризис журнал "Звезда", а также Наталью Дементьеву, которая некогда возглавляла музей истории Санкт-Петербурга.

"Я бы хотел, чтобы это был человек с репутацией в культурных кругах, а не какой-то деловитый малый, пусть даже и наделенный несколько бендерским шармом", — заявил Быков.

Писатель считает, что, как минимум, претендент на кресло главы комитета по культуре должен обладать совестью, которая, как правило, присуща талантливым людям. Люди культуры понимают, что если они что-нибудь украдут, то они уже не могут творить.

"Я ничего не хочу сказать о Кехмане, но он не писатель, он — финансист. Из всех его достижений в сфере культуры — роль принца Лимона на сцене театра. Это большое достижение, но хотелось бы большего", — отметил писатель.

Музыкальный критик и журналист Артемий Троицкий отмечает, что было бы хорошо, если бы при смене культурной власти в Петербурге удалось избежать "конфликта интересов".

В разговоре с корреспондентом "Росбалта" Троицкий отметил странную тенденцию, с которой ему приходилось неоднократно сталкиваться. Как правило, если место начальника занимает представитель театрального мира, то субсидии начинают получать именно театры, а если приходит "киношник", то неожиданно начинает процветать этот вид искусства.

"Я считаю, что ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы имел место подобный конфликт интересов, т.е. человек должен быть не предвзятым, объективным, он не должен решать на рабочем месте проблемы "своего" вида искусства", — заявил Троицкий.

Также он перечислил те качества, которыми, по его мнению, должен обладать руководитель, курирующий "высокое". Так, любой руководитель должен быть в первую очередь честным, умным и работоспособным.

"Руководитель в области культуры вдобавок к этому должен хорошо знать и разбираться в профильных вопросах, т.е. в вопросах культуры и искусства. Он должен знать историю искусств, должен быть эрудирован в этой области, должен развиваться во всевозможных интеллектуальных направлениях. Естественно, от руководителя в области промышленности или строительства этого ждать совершенно не обязательно, но руководитель в области культуры это должен уметь делать", — считает Троицкий.

Отечественная история знает примеры гармоничного сосуществования «денежных мешков» и «служителей муз». Российские промышленники начала прошлого века были не прочь приобщиться к высокому и проявляли себя на ниве меценатства. Однако хождение бизнеса в культуру не заканчивалось кабинетными служеньями. «Служенье муз не терпит суеты», так пусть уж лучше квартальные отчеты с их чистой прибылью и валовой выручкой останутся у финансистов.