Posted 11 февраля 2021,, 16:18

Published 11 февраля 2021,, 16:18

Modified 30 марта, 12:21

Updated 30 марта, 12:21

Алексей Макаркин. Общество понимает протестующих, но не их лидеров

11 февраля 2021, 16:18

В отношении протеста у провластных комментаторов есть три главных месседжа: «Протестующие вовлекают детей в преступления», «Навальный не уважает ветеранов», «Навальный и навальнисты — агенты Запада». Возникает вопрос о степени эффективности этих месседжей.

Опрос Левада-центра (организация признана иноагентом в РФ) показал, что они весьма эффективны для телевизионной аудитории. Отношение к протестующим куда более негативно, чем в случае с московским протестом 2019-го и, особенно, хабаровским протестом 2020-го. Хабаровским протестующим, несмотря на очевидную проблемность фигуры Сергея Фургала, сочувствовали 47% россиян и лишь 16% относились к ним отрицательно. Московский протест вызвал противоречивую реакцию — почти поровну «за» и «против» (23 и 25%), а большинство отстранилось от этой темы.

Нынешний же протест, пошедший в регионы, по логике должен был бы встретить большую поддержку, чем московский, так как столицу в провинции не слишком любят. Получилось иначе — 39% относятся отрицательно, 22% положительно. То есть симпатизанты своего мнения не изменили, а вот немалая часть колеблющихся, реагируя на три месседжа (из которых самый сильный — антизападный, как главный в стилистике холодной войны) присоединилась к власти. И это при том, что самый популярный ответ на вопрос о мотивах протестующих для них весьма благоприятен: «Накопившееся недовольство положением дел в стране» (43%). То есть общество понимает протестующих, но вопрос о мотивах и характеристиках их лидеров становится решающим при определении отношения к протесту.

Оборотная сторона этого процесса — поколенческий разлом. Среди молодежи (18-24 года) отрицательно относятся к участникам протеста 22%, среди респондентов старше 55 лет — 53%. Среди тех, кто предпочитает социальные сети — 28%, среди телевизионной аудитории — 48%. Сильная эмоциональная кампания мобилизовала возрастных телезрителей, но, как представляется, еще больше оттолкнула молодых интернетчиков.