Posted 25 февраля 2021, 15:45

Published 25 февраля 2021, 15:45

Modified 30 марта, 12:15

Updated 30 марта, 12:15

Успеет ли Пашинян сбежать?

25 февраля 2021, 15:45
Премьер РА заявил о попытке военного переворота. Сейчас многое зависит от того, вмешается ли Москва в ситуацию в Армении и сумеет ли сохранить в ней гражданское руководство.

После подписания трехстороннего заявления по Карабаху акции протеста с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна, «сдавшего врагу исконно армянские земли», стали постоянными и многочисленными. Ряд оппозиционных сил выдвинул своего кандидата на пост главы правительства — лидера «Движения по спасению Родины» Вазгена Манукяна. Оппоненты власти требуют формирования временного правительства и проведения внеочередных парламентских выборов. Власти — против. В революционном бурлении активное участие принимают бывшие президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян, принадлежащие к так называемому «карабахскому клану».

Мало того, от Пашиняна жаждет избавиться и армия страны. Заявление с требованием его отставки подписало все руководство Генштаба, включая его шефа Оника Гаспаряна. Последней каплей для военных стало увольнение премьером заместителя Гаспаряна. По их мнению, оно противоречит национальным и государственным интересам Армении. «Это решение является антигосударственным и безответственным шагом», — сказано в заявлении. Подчеркивается также, что Пашинян и его правительство неспособны принимать адекватные решения в судьбоносный для республики период.

Припомнили премьеру, пришедшему к власти революционным путем, и то, что ВС Армении «долго и терпеливо сносили нападки властей против армии, но всему есть предел. … Неэффективное управление … и серьезные ошибки во внешней политике поставили страну на грань гибели». В качестве резюме — требование отставки Пашиняна, подписанное 40 высокопоставленными военными.

Реакцией премьера на заявление стало увольнение главы Генштаба. А оправданием увольнения — вопросы, возникшие у «общества» к генералам. Некоторым, сказал он, эти вопросы могли не понравиться, вот они и призвали премьера к отставке. Заявление военных Пашинян квалифицировал как попытку государственного переворота и, по своему обыкновению, созвал сторонников власти на главную площадь Еревана, дабы «отстоять революцию».

Привычка Пашиняна выводить людей на улицу довольно опасна, хотя сей «государственный муж» никак не может от нее отказаться. Она тем более угрожающа, что против власти выступила армия, а это может привести к серьезному столкновению между нею и поредевшими сторонниками Никола Воваевича. Полиция и ее войска не смогут и вряд ли захотят развести стороны, подставляя себя под удар с непрогнозируемым финалом. Следует также отметить, что и в этой среде начались брожения — абсолютной поддержки премьера в ней нет.

В Армении многие считают, что для Пашиняна сейчас самое время бежать из страны, но он заверил, что не намерен этого делать. «Я никуда не собираюсь уезжать. Моя семья тоже здесь», — сказал он. Можно ли верить его словам? Или дело в том, что Москва пока не дала ему право покинуть Армению? Ведь он является своего рода гарантом выполнения соглашения о возвращении Азербайджану оккупированных территорий. Во-вторых, нужны ли Москве две дополнительные неприятности: прецедент еще одной смены власти на постсоветском пространстве революционным путем, а также захват власти военными, не желающими признать свое поражение в войне с Азербайджаном.

Но пока Москва делает аккуратные заявления, выводы из которых можно прочесть между строк. В частности, происходящее в РА пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «исключительно внутренним делом» этой страны, но заявил, что Россия призывает всех к спокойствию и удерживанию ситуацию в правовом русле. С перевода на «простой» язык это означает — никаких переворотов.

А заинтересованная в мирном развитии событий в Армении Турция, имеющая непосредственное отношение к карабахскому урегулированию и победе Азербайджана в 44-дневной войне, и тоже не терпящая революций, прямо заявили, что в РА имела место попытка государственного переворота. «Где бы в мире не происходил переворот, мы это осуждаем. … Можно критиковать, требовать отставки правительства — это нормально. Но только не свержение правительства при помощи армии, а даже призывы с ее стороны — это неприемлемо», — заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу.

Между тем сейчас Пашинян может уйти как герой, объяснив соответствующий шаг нежеланием провоцировать своим нахождением у власти кровавые столкновения в стране. Но он стал заложником ситуации, которую сам и сотворил. И дело не столько в том, что Армения проиграла войну, а в том, что рвавшийся к власти Никол Пашинян не имел никаких навыков управления государством и дипломатических наклонностей. Ну а карабахская проблематика досталась ему по наследству от предыдущих властей, начиная еще с советских времен.

Жажда власти, и только она, не дала ему просчитать все риски, с которыми он столкнется во внешней и внутренней политике, став первым лицом государства. И даже дорвавшись до заветного кресла, новый лидер страны не усвоил элементарные азы: не плевать в колодец, из которого пьешь. И в первую очередь это относится к взаимоотношениям Пашиняна с Россией, от которой он ждет помощи, но пинает ее почем зря. Примеров тому много. Последний — критика российского ОТРК «Искандер», ракеты которого, по словам премьера, во время военной эскалации в Нагорном Карабахе осенью прошлого года не взорвались либо «сработали на 10%». То есть дискредитировать союзника — для него плевое дело.

Словом, Пашинян не очень отдает себе отчет в том, что говорит и делает. Сейчас его пытаются отстранить от власти любой ценой, поскольку в Армении к тому же активно распространяются слухи о массовых арестах — на сей раз военных. А бывший глава Генштаба ВС, экс-генсек ОДКБ, арестованный в свое время Пашиняном без оповещения Москвы, сообщил, что глава парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян заявил о готовности открыть огонь по протестующим.

Люди дезориентированы. Фактически Армения сейчас переживает период безвластия и анархии. Решения принимаются спонтанно и совершенно непродуманно. Никто никому не доверяет. Пока одни митингуют против Пашиняна, другие — за, третьи проводят акции протеста перед Минобороны: требуют не отправлять их детей на военную службу в Карабах.

Возвращаясь к вопросу «государственного переворота» и неспособности Пашиняна просчитать на один шаг вперед. На митинге своих сторонников он заявил, что если президент страны Армен Саркисян откажется подписывать ходатайство об увольнении начальника Генштаба, «…то это означает, что он поддерживает переворот? Выбор очень простой».

А выбор-то действительно был прост, как пареная репа. Для Пашиняна — во всяком случае. Рваться или не рваться в премьеры? Готовить или не готовить народ к миру с Азербайджаном? Своевременно вернуть Азербайджану пять оккупированных территорий или вынужденно потерять семь? Рыть ли периодически яму для России или не делать этого? Охотиться ли на ведьм или находить консенсус со всеми вменяемыми политическими силами? Этот перечень можно продолжить.

А вот дилемма, бежать из Армении или нет, гораздо сложнее: назвался груздем — полезай в кузов. И Пашинян полез, но с какими последствиями для страны и себя лично? Ведь могут просто вытряхнуть из него, так сказать, на произвол судьбы, а могут и съесть.

Ирина Джорбенадзе