Posted 19 января 2022,, 08:59
Published 19 января 2022,, 08:59
Modified 1 февраля, 16:59
Updated 1 февраля, 16:59
17 января «Коммерсант» опубликовал небольшую, но любопытную статью под названием «Путин пока не отказывается от поездки в Пекин на Олимпиаду и встречу с Си». Ключевое слово, естественно, «пока». Далее газета цитирует Пескова, сказавшего, что поездка готовится, но «Кремль будет проявлять гибкость в зависимости от ситуации». Мы «готовимся к полноформатным переговорам», но пока непонятно в каком формате пройдет визит Путина в Китай.
Иными словами, председатель Си Цзиньпин пока не дал согласия на «полноформатные переговоры» с Путиным, а тот в ответ выразил сомнение относительно того, будут ли в Пекине обеспечены необходимые санитарные условия, чтобы не ставить под угрозу его, Путина, здоровье.
Отказ Путина от участия в открытии Олимпийских игр будет воспринят в Китае как оскорбление, тем более чудовищное, что Кремль объясняет его плохим санитарным обслуживанием приезжающих в столицу Китая высокопоставленных гостей. Подтвердится репутация Путина как патологического труса. Можно предполагать, что ответ председателя Си будет изощренным и сокрушающим. Такого рода оскорбления в Пекине не прощают.
Складывается впечатление, что с точки зрения Пекина в последние месяцы Путин ведет себя излишне самостоятельно. Он ездил в Индию, с которой у Китая не слишком дружеские отношения. Затем, не посоветовавшись с председателем Си, отправил десантников в Казахстан. Пришлось объяснить, что таким образом Москва перешла «красную черту». Поскольку эта черта была проведена китайской тушью, десантники улетели из Казахстана так же быстро, как и прилетели. И, наконец, нет уверенности в том, что Путин получил согласие Пекина на развязывание острейшего кризиса из-за так называемых «гарантий безопасности».
17 января председатель Си выступал на on-line мероприятии в Давосе. Он долго и совершенно правильно говорил о необходимости международного сотрудничества, доверия, восстановления мировой экономики и отказе от менталитета Холодной войны. И явно неодобрительно отозвался о тех, кто практикует «гегемонизм и запугивание», строит «замкнутые дворы (exclusive yards), окруженные высокими стенами» или «параллельные системы», разжигает идеологический антагонизм и так далее.
Конечно, «замкнутые дворы» и прочие нехорошие вещи могут относиться в равной степени к Западу и России (ОДКБ вполне подходит под это определение), но термин «гегемонизм» использовался в Китае именно в применении к СССР (как, впрочем, и в СССР в отношении Китая). В целом же, председатель Си ясно дал понять, что нынешний предвоенный кризис ему не нравится. При этом в Пекине не могут не видеть, что развязала этот кризис именно Москва, а никак не Вашингтон. Причем развязала на абсолютно пустом месте.
Нет сомнений, симпатий к США в Пекине не испытывают. Но китайский экспорт в США в прошлом году составил 576 миллиардов долларов, а в Россию — 67 миллиардов. Ясно и другое — внешняя торговля является для Китая жизненно важной, а кризис в Европе ей наверняка мешает. Так что поддерживать Москву в ее бессмысленном противостоянии с Западом в Пекине резона не видят.
Ну, а Путин попал в очередной цугцванг. Если он не поедет в Пекин, там очень обидятся. Если поедет, но не проведет с председателем Си «полноформатные переговоры», будет выглядеть нелепо. А для того, чтобы такие переговоры состоялись, ему нужно проявить понимание китайских интересов и вести себя соответствующим образом.
Юрий Федоров, журналист