Posted 17 октября 2023,, 19:09

Published 17 октября 2023,, 19:09

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Запад уже не уверен, что выдержит союз Москвы и Пекина

Запад уже не уверен, что выдержит союз Москвы и Пекина

17 октября 2023, 19:09
Фото: с сайта www.kremlin.ru
К визиту Владимира Путина в КНР часть вашингтонской элиты приурочила призывы не ждать распада России, а переманить ее на другую сторону.

Президент России Владимир Путин во вторник по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина прибыл в Китай, где принял участие в работе III Международного форума «Один пояс, один путь». Кроме того, как сообщает официальный сайт Кремля, российский лидер на полях форума провел ряд двусторонних встреч.

Несмотря на бурные события в мире, этот визит стал одной из центральных тем для западных СМИ, многие из которых подчеркивают, что укрепление связей Москвы и Пекина не только невозможно игнорировать, но и необходимо переоценить, чтобы избежать больших проблем в будущем.

Как на Западе реагируют на приезд Путина в Пекин

По оценке CNN, визит Владимира Путина в КНР призван «подчеркнуть общее видение двух лидеров нового международного порядка, в котором больше не будут доминировать Соединенные Штаты и их демократические союзники». При этом отмечается, что встреча российского и китайского лидеров происходит «на фоне обострения линий геополитического разлома во всем мире», в том числе это касается противостояния ХАМАС и Израиля, которое «угрожает перерасти в более широкий конфликт, способный подорвать стабильность на Ближнем Востоке».

В свою очередь, агентство Reuters напоминает, что с самого начала украинского конфликта Москва укрепила энергетические связи с Пекином и сейчас поставляет в КНР около 2 млн баррелей нефти в день, что составляет более трети ее общего экспорта сырой нефти, а также намерена построить вторую очередь газопровода «Сила Сибири» в Китай.

Почему сотрудничество Путина и Си беспокоит Запад

Агентство Bloomberg опубликовало подробный обзор российско-китайских отношений, в котором отмечается, что, несмотря на отсутствие альянса, оформленного договором, военные и политические связи между Китаем и Россией резко укрепились — в том числе благодаря прочным личным отношениям между главами двух государств. Это вызвало «растущую обеспокоенность среди демократических лидеров от Вашингтона до Токио».

По мнению авторов обзора, сближение Москвы и Пекина вызвано их общим «отчуждением от США», а также международными санкциями, которые привели к окончательному разрыву между Россией и Западом. Это заставило Москву искать новых партнеров и особенно новые рынки для экспорта энергоносителей, а быстрорастущий Китай хорошо подошел для этой цели, став крупным покупателем российских товаров.

Не менее важным фактором называется все более активная координация позиций РФ и КНР в Совете безопасности ООН, где обе страны имеют право вето и часто вместе выступают против Соединенных Штатов. «Россия и Китай разделяют глубокую враждебность по отношению к альянсам США, угрожающих тому, что они считают своими законными сферами влияния. Для России это НАТО в Европе. Для Китая — сеть двусторонних оборонных договоров Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе», — пишет Bloomberg, отмечая, что это уже заставило некоторых политиков опасаться, что США «могут быть вынуждены вести сражение на два фронта». При этом приводятся слова бывшего сенатора от штата Оклахома Джима Инхофа, который утверждает, что с поправкой на паритет покупательной способности Россия и Китай в совокупности тратят на оборону больше, чем США.

Как Китай отвечает на претензии и угрозы

Не менее интересен взгляд из Пекина. Официальное китайское англоязычное издание Global Times (GT) в редакционной статье, опубликованной во вторник, отмечает, что западные СМИ все больше сосредоточены на энергетическом сотрудничестве между Китаем и Россией, причем зачастую оно подвергается агрессивной критике. Вместе с тем, как указывает GT, «такое нормальное двустороннее сотрудничество способствует стабилизации мировых цен на энергоносители, особенно в чувствительный период, когда эскалация израильско-палестинского конфликта добавила неопределенности на сырьевых рынках».

Далее следует предупреждение, что «если цепочка поставок энергоносителей в Китай будет нарушена геополитическими играми, это послужит только интересам США, а мировой энергетический рынок пострадает от ненужного шока». Кроме того, отмечается, что политики в Вашингтоне «не имеют права оказывать давление на Китай, чтобы тот отказался от нормального экономического сотрудничества, соответствующего правилам глобальной торговли».

Напоминая, что после введения санкций США заменили Россию в качестве крупнейшего поставщика сырой нефти в ЕС, китайское издание указывает на «эгоизм и лицемерие», которые можно увидеть в обеспокоенности американских политиков по поводу китайско-российского энергетического сотрудничества. «Если оно будет нарушено, кто заполнит пространство для импорта энергоносителей в Китай? Конечно, западные политики надеются, что этот пробел смогут заполнить компании из США и их союзников», — пишет GT.

Подчеркивая, что сотрудничество Москвы и Пекина не направлено против какой-либо третьей стороны, но и не терпит чьего-либо вмешательства или принуждения, китайское издание провозглашает: «Нет сомнений в том, что китайско-российские торгово-экономические связи будут развиваться и дальше».

В США звучат призывы признать, что «Россия никуда не исчезнет»

Примечательно, что накануне визита Путина в Пекин влиятельное американское издание Politico опубликовало программную статью одного из ведущих вашингтонских экспертов по России Томаса Грэма, в которой он пишет, что настало время «без сантиментов» подумать о том, как выстраивать отношения с Москвой после завершения боевых действий на Украине.

«Этот конфликт в конечном итоге закончится, и перед Соединенными Штатами останется вопрос о России. Выиграйте, проиграйте или сыграйте вничью — Россия не исчезнет как главный вызов», — заявляет Грэм, который при президенте Джордже Буше-младшем отвечал за аналитику по России в аппарате Совета национальной безопасности США.

По его оценке, несмотря на прогнозы некоторых «затаивших дыхание западных экспертов», шансы на распад РФ ничтожны, поскольку, «в отличие от Советского Союза, ее скрепляют мощные центростремительные силы».

Далее он подробно разбирает факторы, из-за которых США никогда не смогут игнорировать Россию. В кратком изложении это:

  • большой ядерный арсенал, кибер- и космические возможности, а также в целом военный потенциал;
  • длинная береговая линия и обширный континентальный шельф, которые делают РФ ключевым игроком в Арктике;
  • конструктивные отношения Москвы со всеми основными державами Ближнего Востока, дающие ей влияние на региональный баланс сил;
  • связи с Саудовской Аравией, способные решающим образом контролировать глобальные нефтяные рынки;
  • военные базы в Сирии, позволяющие проецировать влияние в Восточном Средиземноморье.

Кроме того, будучи одним из крупнейших источников выбросов парниковых газов, Россия является неизбежным партнером в смягчении рисков изменения климата, а имея богатую историю разработки вакцин, может сыграть важную роль в борьбе со смертельными пандемиями.

В связи с этим Грэм формулирует три задачи, которые должны определять американскую политику в отношении Москвы. Во-первых, это стремление к мирному сосуществованию, чтобы свести к минимуму риск ядерного катаклизма. Во-вторых, «ответственное управление неизбежной конкуренцией» во избежание прямой военной конфронтации, особенно в Европе, на Ближнем Востоке и в Арктике. В-третьих, взаимовыгодное сотрудничество по противодействию актуальным транснациональным угрозам, таким как изменение климата, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм и пандемии.

Теперь в Вашингтоне мечтают «переманить» Россию у Китая

В нынешних обстоятельствах, как пишет Грэм, следует добавить еще и четвертую задачу: структурирование отношений с Россией таким образом, чтобы Соединенные Штаты могли активнее противостоять своему главному стратегическому сопернику — Китаю.

Аналитик рассматривает сценарий, при котором, несмотря на нынешнюю тесную стратегическую связь РФ и КНР, основные разногласия между ними могут скоро возобновиться, «поскольку быстрый экономический рост Китая и технологический прогресс увеличивают разрыв в силе между двумя странами, а геополитические амбиции Пекина еще больше посягают на влияние России на бывшем советском пространстве».

Эта растущая асимметрия, по мнению Грэма, дает Соединенным Штатам шанс ослабить стратегическое сближение Москвы и Пекина. «Руководящим принципом должно стать предоставление России альтернатив, которые усилят ее позицию на переговорах, чтобы сделки с КНР, как политические, так и коммерческие, были менее благоприятными для Пекина», — пишет он.

При этом первым шагом, по мнению влиятельного вашингтонского эксперта, могла бы стать нормализация дипломатических отношений, «как только ситуация на Украине и вокруг нее предоставит такую возможность». Затем могло бы последовать ослабление режима санкций таким образом, чтобы западные компании могли сотрудничать с российскими фирмами в регионах, представляющих интерес для Китая (Центральная Азия, Дальний Восток, Арктика). Все это продемонстрировало бы, «что у России есть многообещающие варианты, помимо чрезмерной зависимости от Китая».

В итоге Грэм делает вывод, что задача Соединенных Штатов состоит не в том, чтобы победить Россию, как это сейчас хотела бы большая часть американского внешнеполитического истеблишмента, а в том, чтобы «умело использовать отношения с соперником для построения нового глобального равновесия, которое продвигает американские интересы».

Михаил Макаров