Posted 25 марта 2021,, 14:40

Published 25 марта 2021,, 14:40

Modified 30 марта, 12:03

Updated 30 марта, 12:03

Михаил Макогон. Жесть ради жести

25 марта 2021, 14:40

Кажется немного странным, что активность Собчак влечет настолько живой отклик по сей день. Ведь формат ее творчества давно сложился. Ксения Собчак, весь ее медийный продукт, следует традиции русского таблоида.

В России своя, совершенно уникальная культура таблоида, идущая еще с глубин XIX века — когда запредельная желтизна самым изумительным образом сочетается с запредельной же сервильностью. Когда самый лютый трэш и угар: половые подробности знаменитостей, расчлененка крупным планом, похищение пришельцами, серийные убийцы и маньяки, лженаука и конспирология — делят передовицу с имперским величием.

От «Северной пчелы» — до газеты «Жизнь», от программы «Максимум» до канала Mash. Безудержный трэш с безудержной же любовью к начальству. У самого успешного частного новостного холдинга в стране под предводительством Габрелянова есть ровно два продукта: кровища и патриотизм. Они всегда первые в том, чтобы вывалить запись реального убийства и первые же рассказать про «апарт-отель». Если вы посмотрите эфир федерального ТВ, то обнаружите ровно те же два направления в «дискуссионных» и «аналитических» шоу: первые — без конца славят вождя и грозят всему миру, вторые — упиваются жестью.

Деревенская мать 18-ти лет с пятью детьми и десятком кандидатов в отцы, рожденный в ванне и прикопанный у деревца младенец (фотографии костей обязательно прилагаются), всеобщий алкоголизм и нищета, насилие, убийства, произвол, выводок наследников народного артиста, разрывающий квартиру по кускам.

Вся хтонь русской жизни, по сравнению с которой балабановский «Груз-200» — это лирическая комедия, все деклассированные несчастные люди, унижением которых с маниакальным вожделением наслаждаются гости студии в дорогих костюмах — совершенно не мешает на том же самом канале и устами тех же ведущих, спустя буквально полчаса рассуждать о погрязшем в грехе Западе и особенном целомудрии русской души. А после начнется «Давай поженимся», где опытные ведущие найдут-таки нужную пропорцию длины члена с толщиной кошелька и метражом московской квартиры для целей крепкого брака. Почему так сложилось — вопрос специальный. Но так сложилось. И Ксения Собчак существует в формате русского таблоида давно и успешно.

Да, конечно, это никакая не журналистика. Это жесть ради жести. Но таблоид и живет жестью ради жести. Не нужно требовать от жанра того, что им не предусмотрено.

Михаил Макогон, публицист