Posted 29 июля 2021,, 15:50

Published 29 июля 2021,, 15:50

Modified 1 февраля, 06:23

Updated 1 февраля, 06:23

Дмитрий Милин. Про репрессии

29 июля 2021, 15:50

Каждый народ имеет культурный, научный, инженерный, предпринимательский и производственный потенциал. Он зависит от количества людей, уровня образования, наличия научных и инженерных школ, производственной культуры, культуры разрешения общественных противоречий.

Полностью потенциал народа, живущего на какой-то территории, практически никогда не раскрывается, чаще всего этому мешает система власти/управления страной, намного реже внешние обстоятельства. Система власти/управления страной может только создавать условия для реализации потенциала народа, обеспечивая правопорядок, защиту договоров, правосудие, защиту и реализацию гражданских прав.

Вопреки популярным в России мифам об идеальной власти в виде мифа «о добром царе» и мифа «о компетентной бюрократии» (которая может гениальным руководством и божественным предвидением заменить предпринимателей, инженеров и ученых) — власть всегда не идеальна и со временем неизбежно портится, обрастая родственными связями правителя и чиновников, коррупционерами и карьеристами. Именно поэтому власть надо периодически менять, ради ее очищения и относительного (временного опять-таки) повышения эффективности системы власти/системы управления.

Смена власти кроме вышеописанных достоинств дает еще народные надежды на улучшения и прилив энтузиазма (что повышает степень реализации потенциала народа), которые неизбежно стихают по мере разрушения иллюзий от новой власти. В результате от любой власти наступает разочарование, сопровождаемое апатией у народа, отрешенным отношением к происходящему вокруг, отсутствием стремления к какой-либо созидательной деятельности.

В этот момент у части общества возникает запрос на смену власти. В нормальных странах развитой демократии запрос на смену власти разрешается на ближайших выборах, а вот в авторитарных странах этот запрос начинает гаситься репрессиями против той части общества, которая желает перемен.

Уровень репрессий может быть разным: от памятных нам по сталинизму расстрелов и ГУЛАГа для величайших ученых, инженеров и культурных деятелей до более мягких репрессий вроде выдавливания в эмиграцию, лишения избирательных прав, фабрикации уголовных дел, что мы наблюдаем сейчас в России и Белоруссии.

Однако вне зависимости от форм репрессий они приводят к одному и тому же результату — уменьшению культурного, научного, инженерного, предпринимательского и производственного потенциала народа.

К огромному сожалению, результаты уменьшения потенциала не видны сразу, что создает иллюзию, что если репрессии завершить (что, кстати, само по себе сложно), то все вернется на тот же уровень и потом можно будет путем хорошего управления достигнуть значительных результатов при сохранении той же власти/системы управления в стране (миф о «компетентной бюрократии»).

Однако нанесенный репрессиями вред проявляется на длительном отрезке времени, лишая народ и страну шансов на развитие и реализацию своего потенциала в будущем.

Репрессии, кроме вышеописанного, еще подрывают и веру в государство, как необходимую для самореализации структуру, и веру в возможность самореализации людей у себя на Родине, что ведет к увеличению эмиграции, а также пьянства и наркомании у оставшихся.

Дмитрий Милин, публицист