Posted 3 февраля 2022,, 13:54

Published 3 февраля 2022,, 13:54

Modified 1 февраля, 17:11

Updated 1 февраля, 17:11

Николай Митрохин. Практическое религиоведение

3 февраля 2022, 13:54

Происходящее сейчас в Чечне и вокруг отлично передает значимость практического религиоведения (социологии религии) как науки. Многократно приходится слышать утверждения (особенно со стороны атеистов), мол, какое значение для нас, современных и образованных, имеют споры двух бородатых дедов-проповедников меж собой. Тем более произошедшие непонятно когда и зачем. И только когда последователи одного из этих дедов выводят на улицу десятки тысяч человек (под любыми лозунгами), оказывается, что эти споры не просто не теряют актуальность для множества людей, но и способны мобилизовывать массу народа на хорошие или плохие дела.

В данном случае за резкостью риторики чеченского руководства скрывается давний спор суфиев (сторонников интеллектуального ислама с учетом традиций народов, которые его принимают) с салафитами (исламскими неофундаменталистами). То, что в это противостояние оказались вовлечены (отчасти против своей воли) «Эхо Москвы» и вообще много московских и нижегородских интеллигентов, показывает, что ты можешь не иметь отношения к религии, но можешь попасть в расклад, при котором она может повлиять на твою жизнь и здоровье.

И не решаясь давать советы, просто отмечу, что вообще неплохо бы знать с чем имеешь дело. Хорошо, что в России (и Украине) за последние 20 лет в целом сложилась группа специалистов по социологии современного ислама (чего нет по, например, православию) и они-то могут объяснить нуждающимся — в чем там расклады и замесы. Если их готовы слушать.

Николай Митрохин, социолог, историк, публицист