Posted 18 февраля 2022,, 17:54

Published 18 февраля 2022,, 17:54

Modified 1 февраля, 17:23

Updated 1 февраля, 17:23

Владислав Иноземцев. Политика ограничения интернета пришла в российскую повестку надолго

18 февраля 2022, 17:54

Противостояние российской власти и неконтролируемого сетевого пространства вышло на новый уровень. В стране уже давно действуют реестры запрещенного интернет-контента, но теперь к ним предлагается добавить еще и ресурсы, которые депутаты называют «токсичными», и сделать их «нежелательными». Вчера в Общественной палате совместно с Комиссией Совета Федерации по информационной политике наиболее известные борцы за свободу рунета от неправильного контента обсудили механизмы выявления «токсичных» ресурсов и ограничения доступа к ним.

Общая оценка прозвучавших выступлений свидетельствует, на мой взгляд, о серьезных проблемах, с которыми наверняка столкнутся участники обсуждения. По сути единственным предложением стало формулирование «общей этической платформы», которая «будет осознана в обществе». На мероприятии звучали и предложения создать каталог или реестр «токсичного» контента — однако, на мой взгляд, многие чиновники не представляют себе, каким образом это может быть сделано.

Неудивительно, что особую озабоченность вызывает сейчас деятельность социальных сетей и ресурсов, имеющих международный охват (тут играет роль пресловутое раздувание подозрительности ко всему иностранному). Однако проблема заключена даже не в том, чтобы принудить социальные сети к «саморегулированию» (они ужe давно ввели масштабную внутреннюю цензуру, о которой хорошо знают все активные пользователи Facebook), а в том, чтобы перенести российские представления о «токсичности» на глобальный уровень. Сделать это будет непросто: сейчас в мире считается аномалией многое из того, что в России оказывается нормой (например, декриминализация семейного насилия), а вполне приемлемым то, от чего наши охранители приходят в ужас (например, толерантное изображение «нетрадиционных» сексуальных отношений). Международные компании, хотя они и обязаны сейчас создавать юридические лица в российской юрисдикции, управляются своими штаб-квартирами, в которых российские этические кодексы не привьются никогда — а «приземлить» некоторые сегменты соцсетей и сделать их невидимыми для пользователей в отдельных странах невозможно.

Политика ограничения интернета, судя по всему, пришла в российскую политическую повестку надолго. И так как маркировать «токсичный» контент в международных сетях практически нереально, а удалять аккаунты пользователей без согласия основных стейкхолдеров этих компаний невозможно, то стоит начинать готовиться к радикальному регулированию интернета в России по китайскому сценарию…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог