Posted 1 декабря 2022,, 12:00

Published 1 декабря 2022,, 12:00

Modified 1 февраля, 19:40

Updated 1 февраля, 19:40

Алексей Макаркин. Может ли Кудрин стать кандидатом в президенты РФ

1 декабря 2022, 12:00

Уход Алексея Кудрина с поста председателя Счетной палаты вызвал одно довольно странное последствие — в Telegram-каналах неожиданно начали обсуждать его возможное участие в президентских выборах.

Игорь Бунин нередко употреблял для характеристики кандидатов в президенты французское понятие présidentiable. Так характеризуется естественный и закономерный кандидат в президенты, который должен был иметь опыт премьерства, руководства одной из ведущих партий или, в крайнем случае, одного из ключевых министерских постов. Даже Эммануэль Макрон, несмотря на свою молодость, относился к числу présidentiable — он был министром экономики, хотя и недолго (Валери Жискар д’Эстен был министром экономики и финансов — впрочем, куда дольше).

В России кандидаты в президенты (кроме, разумеется, фаворита), в отличие от Франции, не могут быть présidentiable. Впрочем, и сам этот статус в силу совершенно иных по сравнению с Францией политических практик связан не столько с формальной должностью, сколько с реальным позиционированием в элите.

Лидеры парламентских партий утратили этот неформальный статус еще в 2004 году, когда, признав безнадежность любой конкуренции с властью (впрочем, у Владимира Жириновского она и ранее была имитационной), согласились заменить себя на выборах спарринг-партнерами. Геннадий Зюганов подошел тогда к делу серьезно, Жириновский — со стебом (выдвинув своего бывшего охранника), но сути дела это не меняло. Что же до Сергея Миронова, то он, несмотря на высокий ранг председателя Совета Федерации, выступал в роли даже не спарринг-партнера, а технического кандидата, прямо выражая поддержку действующему президенту.

Именно поэтому Кудрин не будет кандидатом — он может быть воспринят обществом как présidentiable, даже не имея личных президентских амбиций (которых у него явно нет). Участие в выборах в качестве соперника фаворита любого кандидата-présidentiable будет выглядеть в публичном пространстве как раскол элит, даже если речь идет об управляемом процессе.

И напротив — неплохие шансы на участие есть, например, у Захара Прилепина: он не воспринимается даже своими преданными читателями в качестве возможного главы государства. Или каких-нибудь других «политико-неполитических» фигур второго ряда — по аналогии с Ксенией Собчак образца 2018 года и в дополнение к кандидатам от привычных КПРФ и ЛДПР.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co