Posted 4 января 2023,, 17:25

Published 4 января 2023,, 17:25

Modified 1 февраля, 19:45

Updated 1 февраля, 19:45

Павел Пряников. Почему российская экономика многих удивила

4 января 2023, 17:25

Сегодня многие говорят об удивлении, которое вызвала российская экономика в 2022 году. Большинство экономистов весной пророчили ее спад на 7-10% ВВП (были оценки и до 15% ВВП), но в итоге год закончился на отметке -2-2,5% ВВП. Это меньший спад, чем в кризис 2015 года (-3,7% ВВП).

Отдельная большая тема — о феномене устойчивости российской экономики. Отмечу только, что два направления, которые ранее усиленно критиковали патриотическая общественность и системная оппозиция, — гражданские управленцы (ЦБ, Минфин, Минэк и т. д.) и частный бизнес — и оказались главными «якорями» стабильности.

Но внутри экономики были три лидирующие отрасли, которые вообще показали большой рост: строительство, сельское хозяйство и дорожное строительство. У всех показатели +3-8%. Кратко рассмотрю причины успеха каждой.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Одна из причин успеха — отрасль первой успела приспособиться к самосанкциям с 2014 года (особенно это касается пищевки).
Второе — разумная господдержка. «Разумная» — государство тут не занималось огосударствлением, а ограничилось льготным кредитованием, лизингом, грантами (в первую очередь для малых фермеров), стимулированием экспорта и т. п.
Третий фактор — это почти на 100% частный бизнес (государство через ВТБ вошло только в экспорт зерна на финальной стадии механизма). Причем частный бизнес очень диверсифицированный, дополняющий друг друга. Это и очень крупный бизнес агро-латифундий, сосредоточенный на базовых и экспортных направлениях (зерно, масличные, сахар, птицеводство). Это и средний бизнес (овощеводство — в т. ч. тепличное, плодоводство, овцеводство). Это и мелкие фермеры и ЛПХ, на которых, например, приходится 50% сбора картофеля, до 70% ягод, до 90% меда, почти 40% молока и т. д.

Многоукладная частная экономика стимулирует конкуренцию, инвестиции, новые направления и т. п.

То же касается и жилищного строительства, в котором по итогам 2022 года поставлен рекорд — около 100 млн кв. м жилья (предыдущий рекорд было в 2021-м — 92,4 млн кв.м). Из них 60-62% пришлось на индивидуальное жилищное строительство — это аналог малого и индивидуального бизнеса в с/х. Здесь тоже есть гиганты отрасли (ПИК, «Самолет», ЛСР, МР-Групп и т. д.), есть устойчивый средний бизнес и огромная масса малого частного бизнеса в ИЖС.
Государство тоже не стало влезать в стройку, обюрокрачивать ее. Ограничилось наличием оператора ДОМ-РФ.
Плюс та самая разумная госпомощь — льготное кредитование (по десятку программ (от обычной льготной ипотеки до семейной, сельской и т. п.), эскроу-счета (механизм, препятствующий теперь появлению «обманутых дольщиков»), более быстрое оформление разрешительных бумаг на строительство и т. п.

Третье — дорожное строительство. Это то самое инфраструктурное направление, о развитии которого долго говорили экономисты. Здесь, наоборот, государство отказалось о пагубного ожидания притока частных денег. Во всем мире инфраструктура почти всегда делается на госденьги. На пять лет на дорожное строительство выделяется 13,2 трлн руб.
В 2022 году возвели новых дорог и капитально отремонтировали более 1200 км — это на 6% больше, чем в прошлом году. Например, наконец-то стала строиться трасса Москва-Казань (сдано около 120 км), о чем говорили и не могли приступить к ней почти десять лет. Всего же за пять лет будет приведено в нормативное состояние 85% дорог построено 3,6 тыс. км новых трасс и более 2 тыс. км дорог будет расширено до четырех полос.

Первый и самый зримый эффект нормализации трасс — это снижение смертности в ДТП. В 2022 году в дорожных авариях погибли около 14 тыс. человек против 17 тыс. в 2019-м, а в сравнении с 2021 годом — меньше на 6-8%. Количество ДТП за это время снизилось со 164 тыс. до 130 тыс.

Павел Пряников, журналист