Posted 3 января 2023,, 15:24

Published 3 января 2023,, 15:24

Modified 1 февраля, 19:45

Updated 1 февраля, 19:45

Владислав Иноземцев. Какую стратегию выберут в Кремле?

3 января 2023, 15:24

Экономические итоги года были уже не раз подведены, но перед тем как целиком и полностью сосредоточиться на перспективах, я все же должен еще раз отметить, что российская экономика не просто выдержала первый (именно первый — впереди еще много сложностей) санкционный удар, но и установила в 2022 году несколько рекордов.

Самым неожиданным для меня стал рост физических объемов добычи нефти (на 2%) и производства нефтепродуктов (на 5%), а также экспорта сырой нефти по сравнению с 2021-м (за 11 месяцев — на 11,2%, до почти 200 млн тонн). Последний, разумеется, был во многом обеспечен повышенным спросом со стороны европейских стран, особенно заметным после объявления о введении декабрьского эмбарго, — но все же такой результат надолго окажется максимальным (как и нефтегазовые доходы бюджета, составившие более 11,5 трлн рублей).

Однако и ориентированные на внутренний спрос сектора показали хорошие результаты: прежде всего жилищное строительство (более 100 млн кв метров впервые в постсоветской истории, +5-6% к результату предшествующего года), прокладка дорог (здесь тоже можно говорить о рекорде за 30 лет, хотя методика счета постоянно меняется), а также сельское хозяйство (урожай зерновых превысил 150 млн тонн, что почти на четверть больше, чем в 2021 году).

Большая часть этих успехов обусловлена поддержкой соответствующих отраслей государством (в случае дорожного строительства — прямым вливанием бюджетных средств; жилищного — сохранением режима льготного ипотечного кредитования). Судя по всему, именно этот источник роста будет основным для отечественной экономики и в 2023-м — хотя, конечно, рекорды уже не удастся повторить: люди живут в неуверенности относительно ближайших перспектив, стремятся больше сберегать, нежели тратить, и в целом занимают все более осторожные позиции как потребители.

Однако есть еще один потенциальный источник роста, и вопрос о том, «сыграет» ли он в наступившем году, представляется мне исключительно интересным. Я имею в виду переориентацию (пусть и вынужденную) многих компаний с внешнего рынка на внутренний. С необходимостью таковой придется столкнуться сотням российских предприятий — от всемогущего «Газпрома» до производителей металлов, удобрений, многих других видов продукции. Ограничениям на внешнем контуре могут быть противопоставлены газификация российских регионов, субсидированные поставки удобрений аграриям, стимулирование развития материалоемких производств внутри страны.

Если власти сосредоточатся именно на решении этих задач, а не на налаживании «параллельного экспорта» по демпинговым ценам в направлении любых потенциальных покупателей, удар экономического кризиса может быть существенно смягчен. Однако на вопрос о том, в этом ли направлении развивается экономическая стратегия в Кремле и вокруг него, остается открытым…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог