Posted 20 апреля 2023,, 09:15

Published 20 апреля 2023,, 09:15

Modified 30 марта, 08:13

Updated 30 марта, 08:13

Евгений Коган. Как защититься от рисков «юанизации»?

Евгений Коган. Как защититься от рисков «юанизации»?

20 апреля 2023, 09:15
Фото: СС0 Public Domain

Курс на дедолларизацию набирает обороты. Причем не только в РФ, но и в мире. Все больше стран переходят на расчеты в нацвалютах. Ну и естественно, стремительно растет доля расчетов в юанях. Особенно за российские товары.

Так, за последние пару месяцев:
— Россия вошла в пятерку лидеров по использованию юаня в международной торговле;
— доля китайской валюты в золотовалютных резервах РФ превысила $104 млрд;
— Владимир Путин поддержал переход на CNY в расчетах с развивающимися странами;
— многие из тех, кто ранее держал безналичные доллары как средство спасения от девальвации, перешел на юани.

О рисках «долларизации» не поговорил только ленивый. Маск вот на днях вообще заявил, что дефолт США — это лишь вопрос времени. Хотя сразу скажу — я бы пока не относился к данным словам слишком серьезно. Маск — красавец. Но… хайпануть — это святое.

А какие есть риски есть у «юанизации»?

Ну, начнем с того, что, собственно говоря, сегодня есть не один, а два юаня. Первый — для внутреннего использования, второй — так называемый оффшорный. Юань — это, если быть честными, не стопроцентно свободно конвертируемая валюта. Как говорится, есть свои нюансы.

Кроме того, мы все прекрасно понимаем: если ЦК КПК решит девальвировать свою валюту, то так и будет сделано. Более того, в прошлом Пекин периодически использовал такую практику для помощи своей экономике и повышения конкурентоспособности товаров. Что-то подобное мы уже видели в 2019 году. Тогда, по данным Bloomberg, уход от доллара в евро и юани обошелся России в $7,7 млрд. Как же досталось тогда Центробанку, сколько стрел летело в его сторону…

Еще один любопытный момент заключается в том, что вывести средства из китайских активов — та еще задачка. Согласно прошлогодней презентации ЦБ РФ, продажа юаней требует отдельного соглашения с Китаем. Золотая клетка… То есть так просто продать юани на действительно большие суммы (миллиарды долларов) без разрешения китайских властей не представляется возможным.

Ну и есть еще куча аргументов на тему того, что юань сегодня пока не является по-настоящему (на 100%) мировой резервной валютой.

Однако есть ли у нас альтернативы лучше? Не так много.

  • Дирхамы ОАЭ проигрывают из-за политических рисков. К тому же, при всем уважении, это относительно небольшая экономика. Для большинства, несмотря на привязку к доллару, все равно некая экзотика. Да и товарооборот с дирхамах по сравнению с юанями — мизер.
  • Гонконгский доллар? Аналогично.
  • Турецкую лиру стабильной назвать язык не поднимается.
  • Рупия — достаточно волатильна. Да и давайте откровенно, размеры экономик Индии и Китая пока еще не совсем сопоставимы. Впрочем, у индийцев все впереди.
  • Юаню также однозначно проигрывают африканские и латиноамериканские монеты.

Какой вывод можно сделать? Несмотря на то, что юань является надежной и относительно стабильной валютой, у банкнот с портретом Мао есть свои риски. С другой стороны — а разве с EUR и USD по-другому?

Какой выход? Диверсификация валют, золота и прочих генерящих кеш активов типа недвижимости — это сегодня на частном уровне, пожалуй, единственная реально разумная альтернатива. На уровне государства, в принципе, аналогично. Только вот с недвижимостью — это, естественно, уже иная игра.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan