Posted 11 мая 2023,, 13:00

Published 11 мая 2023,, 13:00

Modified 1 февраля, 20:08

Updated 1 февраля, 20:08

Анатолий Несмиян. Если мирные средства результата не дадут — будет либо война, либо распад Китая

Анатолий Несмиян. Если мирные средства результата не дадут — будет либо война, либо распад Китая

11 мая 2023, 13:00
Фото: с сайта kremlin.ru

Здесь, конечно, сомнений нет: Си Цзиньпин вынужден форсировать создание зоны юаня, и «единая валюта БРИКС» вне зависимости от того, будет ли это юань напрямую либо какая-то особая расчетная единица, будет привязана именно к юаню, так как БРИКС — это «Китай плюс кто-то там еще».

Внешне БРИКС идет дорогой Европейского союза, который от «Союза угля и стали» Германии и Франции прошел через ряд трансформаций, в каждой из которых экономики Европы становились «все более целым», а подкреплялось это сближение введением единых расчетных единиц.

Однако есть и отличие, причем оно может стать ключевым: БРИКС рассматривается исключительно как экономическое объединение, о политической интеграции речи нет. Да, в общем-то, она при таком пестром составе участников, по всей видимости, невозможна. Ну и плюс чистая география: подобного рода политические союзы, разнесенные в пространстве, — не для сегодняшних практик управления.

Для создания обособленной валютной зоны требуется либо политический союз вроде европейского, либо безусловное доминирование (включая политическое) страны, которая и будет политически прикрывать подобный союз. Равноправный политический союз на базе БРИКС выглядит, мягко говоря, утопично, а доминирующий политически Китай — это еще большая фантастика. Для этого китайцы должны доказать свое право на доминирование, то есть одержать очевидную политическую победу, отстояв свое эксклюзивное право на создаваемую в их интересах территорию. А это — опять то же самое, от чего Си Цзиньпин хочет уйти: война. Горячая, холодная, непрямая — неважно. Важно, что иного пути подтвердить свое право на подобное доминирование у него нет.

Поэтому создание единой валюты как некой суррогатной расчетной единицы, безусловно, возможно. Сможет ли такая валюта внутри БРИКС обеспечить часть внутренних расчетов? Скорее всего, да. Но пока вся эта история выглядит очень ограниченной. В будущем, причем неблизком, эта идея может развиться, но в том и проблема, что сроки поджимают. У Китая нет времени — внутренние противоречия слишком велики, чтобы спокойно и не торопясь реализовывать подобные проекты.

Подорвет ли валюта БРИКС долларовую гегемонию? Точно нет, как не подорвала зона евро. Причем евро — это валюта обособленной географически и вполне самодостаточной зоны. Зона БРИКС не обособлена и точно не самодостаточна как раз из-за несопоставимого со всеми остальными участниками «веса» Китая.

Но Си Цзиньпин на XX съезде получил мандат на вывод страны из кризиса, и он обязан испробовать для этого все возможные способы. Если мирные средства результата не дадут — будет либо война, либо распад Китая. Альтернатива тут только такая. Войны Китай хочет избежать, так как перспектив для себя в ней он не видит (да их, в общем-то, и нет).

В долгосрочной (с лагом лет в 20) перспективе я бы, конечно, поставил на распад Китая, так как все остальные варианты выглядят для него крайне проблематичными. Но тем и интереснее задача, у которой решение, которого хочется избежать, является наиболее вероятным.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик