Posted 5 января 2022,, 11:48

Published 5 января 2022,, 11:48

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Грузины отметили Новый год «как-то не так»

5 января 2022, 11:48
Большинству пришлось отказаться от встречи 2022-го с привычным размахом, но от наступающего Рождества ждут хотя бы духовной компенсации.

В Грузии даже самые бедные встречают Новый год с большим энтузиазмом, разнообразным угощением, задолго запасаясь продуктами и подарками: все любят этот праздник, после которого наступает самый важный и почитаемый день — Рождество Христово.

Но встреча 2022-го все же сильно отличалась даже от встречи остро пандемийного 2021-го: в позапрошлом году коронавирус еще не так сильно разгулялся, не унес столько жизней, как в прошлом, и его опасность воспринималась не вполне адекватно. Нынче же все иначе: во многих семьях — траур; пандемия и не думает отступать от Грузии, уровень заболеваемости и смертности в которой выше, чем в соседних странах.

Но Новый год наступил, и народ (многие потеряли работу, плюс в стране дичайшая инфляция) встретил его, стараясь доставить радость близким, особенно детям. Тем не менее, получился он «какой-то не такой», как прежде.

Грузины любят накрывать обильные столы, приглашать много гостей, веселиться до утра, ходить в гости. В новогоднюю ночь пальба и фейерверки сотрясают стекла домов под бешеный лай собак. На этот раз все было непривычно тихо и скромно. Тбилиси, в отличие от Батуми, был освещен и украшен выборочно — получилось скудно. Главная новогодняя елка сияла, но обычного столпотворения вокруг нее в ночь на 1 января не было, хотя гала-концерт под открытым небом дали.

Большинство населения заботил продовольственный вопрос — как же обойтись без традиционных основных блюд новогоднего стола при нынешнем-то диком подорожании. При самом скромном подсчете стоимости блюд ТОП-5 (сациви из индейки, на худой конец, из курицы; жареный поросенок, рулетики из баклажанов с орехами, хачапури и гозинаки) в количестве, достаточном только для семьи, надо было выложить минимум лари 500 (около $170), а ведь это далеко не все блюда, которым «положено» быть на новогоднем столе. С их учетом, и тоже в скромном количестве, плюс шампанское и немного вина, 500 лари следует хотя бы утроить. Но далеко не каждый мог себе это позволить. Тем не менее, сациви и чурчхелы были, пожалуй, даже в самой бедной семье: с кем-то поделились родственники, с иными — соседи, друзья.

Отчего мы упомянули «скромное количество»? Да оттого, что на сей раз Новый год в Грузии встречали, в основном, только в узком семейном кругу — коронавирус, резкое падение доходов на фоне небывалой дороговизны абсолютно всего, сильно ограничили численность гостей, а то и вовсе свели их на нет. Но в каждом доме украсили елку или еловые ветки, не говоря уже о том, что мало кто отказал себе в чичилаки — это ореховый прут, оструганный таким образом, чтобы его полностью покрывали тонкие кудрявые ленты белой древесины. Чичилаки украшают крестиком, орехами, красными ягодами, вечнозеленым вьюнком. Это устоявшаяся, идущая из глубины веков грузинская традиция.

Еще одна традиция, к которой все относятся благоговейно — это ожидание «меквле» — первого гостя, переступившего порог дома после Нового года и Рождества. От него ждут, что он принесет в семью здоровье, добро и благополучие. Многие даже выбирают себе меквле и приглашают его первым войти в дом. Впрочем, эту миссию может взять на себя любой член семьи — вышел за дверь, вернулся и стал первым, кто вошел с добрыми намерениями.

Второе января тоже не без особенностей: это праздник «бедоба», и к нему относятся так же серьезно, как к приходу меквле. В переводе с грузинского «беди» — «судьба». Считается, как проведешь День судьбы, таким выдастся и весь год. По традиции 2 января все должны быть в новой одежде, веселиться, не разлучаться с близкими, не давать и не брать в долг денег, не ссориться, не плакать, не работать. Но в последний «пункт» жизнь внесла свои коррективы: многие стали выходить 2 января на службу хоть на часок, чтобы не потерять ее в наступившем году. Работать-то в этот день не работают, зато веселятся коллективно и дарят друг другу разные мелочи.

В общем, 2022-й встретили хоть и скудновато, но в надежде на то, что бурный, с точки зрения пандемии, политической турбулентности, безработицы и безнадежности 2021-й сменится более благополучным годом. Во всяком случае, местное правительство в очередной раз уверенно обещает, что в наступившем году Грузия, наконец, «покончит с бедностью», и в стране, как сказал премьер-министр Ираклий Гарибашвили, «будет развитие и прогресс во всех направлениях».

Не будем уточнять — в каких, поскольку все они уже четвертый десяток лет нуждаются в прогрессе. В этом году его видимость создается, и кое-какие новшества будут. К примеру, активное строительство и ремонт дорог, в том числе, международного значения; символическое увеличение размера пенсий, пособий для детей из малоимущих семей, зарплат бюджетных работников. Но все эти маленькие «радости» происходят на фоне большого увеличения тарифов на коммунальные услуги и стопроцентного подорожания проезда в муниципальном транспорте.

То есть символические добавки не смогут догнать 14% инфляцию, которая в наступившем году, по официальным данным, продолжит расти. И это при том, что правительство гордится своими экономическими достижениями — оно заявило о 12% реальном росте ВВП по сравнению с 2020 годом.

Что ж, может в этом году отдельным слоям населения и впрямь полегчает, если коронавирус даст такую возможность: экспорт растет, туристическая отрасль, прибитая пандемией, оживает. По данным за ноябрь прошлого года, количество приезжающих в Грузию туристов увеличилось в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. И больше всего их было из Турции и России: из последней рост составил почти 530%. Россиян и сейчас, в новогодние дни, в Грузии немало: особенно в Тбилиси, Батуми и на горнолыжных курортах.

Статистических данных за декабрь прошлого года пока нет, но они наверняка будут более впечатляющими, чем за 2020-й: многие приехали в Грузию с конкретной целью — встретить здесь Новый год и Рождество. Несмотря на пандемию, границы открыли, ограничения заметно ослабили, и попасть в страну совсем несложно.

О главном для грузин празднике еще будет сказано. Здесь же коротко о том, какие потрясения, кроме коронавируса (полностью привито около 40% взрослого населения, чего недостаточно); безработицы, бедности пережила страна в прошлом году. Начнем с того, что весь 2021-й она жила под прессингом митингов оппозиции в режиме нон-стоп, политических дрязг и скандалов. Градус страстей был столь высоким, что мирить власти с их оппонентами (главное — с созданной экс-президентом Михаилом Саакашвили партией «Единое национальное движение» и ее сателлитами) активно взялись «западные партнеры» страны, но без толку — политический кризис так и не разрешился.

Знаменательным событием года стал окончательный уход из политики (официально, во всяком случае) основателя правящей партии «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили. Яркой стала неожиданная отставка его «правой руки» — премьера Георгия Гахария, создавшего собственную оппозиционную партию. А самым важным можно считать возвращение осенью, к местным выборам, гражданина Украины Михаила Саакашвили, уехавшего из Грузии 8 лет назад.

Вернулся он нелегально — на родине против него возбуждено несколько уголовных дел. Экс-президента арестовали, он объявил голодовку, поставив «на уши» не только весь политический спектр страны и без того расколотую общественность, но и иностранных «партнеров» Грузии. В общем, все акценты сместились и сосредоточились на фигуре экс-президента, ведущего активную политическую жизнь даже из тюрьмы, где у него множество визитеров с воли, и находящегося под беспрестанным наблюдением ведущих медиков и правозащитников. Предметом пересуд стали и серьезные изменения и даже «открытия» в личной жизни бывшего главы государства.

Много чего еще случилось в Сакартвело в прошлом году, но хватит о бедах, хотя их было больше, чем радостей, — «надеждой жив человек». Впереди самый почитаемый грузинами праздник — Рождество. Грузия приняла христианство в начале четвертого века, большинство населения страны — православные. Верующих — очень много, и в церковь люди ходят не только по религиозным праздникам, но и в обычные дни.

А вот традиционного рождественского шествия «Алило» (от слова «аллилуйя») — грандиозного крестного хода, охватывающего всю страну, в этом году из-за сложной эпидемиологической обстановки в Грузии, по решению Патриархии не будет. Но после рождественского богослужения, 7 января, пожертвования в виде одежды, игрушек, сладостей и т. д. будут собраны на площади Республики и в лавре Пресвятой Троицы в Тбилиси для передачи их нуждающимся и сиротам.

«Алило», насчитывающее 15 столетий, — праздник зрелищный и незабываемый. Его участники одеты в белые одежды и в светлые овечьи шкуры — последние символизируют пастухов, которые песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя. Детей тоже наряжают в белое, они идут впереди процессии с венками на головах — символизируют ангелов.

К крестному ходу может присоединиться каждый — особенно в это время стараются мелькать политики. В Тбилиси праздничные крестные ходы начинаются в разных концах города и стекаются к Кафедральному собору Святой Троицы. Священники несут хоругви, кресты и иконы. Крестный ход идет навстречу родившемуся Христу с самыми разнообразными дарами — фруктами, конфетами, продуктами, одеждой, одеялами, игрушками. Пожертвования собираются в огромные корзины — из-за обилия даров их погружают на повозки с волами и по завершении шествия отдают нуждающимся.

И все это действо происходит на фоне трехголосого песнопения «Алило», исполняемого только в рождественскую ночь. Иностранцы, которых немало в новогодние и рождественские дни в Грузии, приходят от необычности звучания «Алило» в восторг — оно и впрямь удивительно: создается ощущение, что мощный звук распространяется по земле и уходит ввысь, к небу.

И еще одна рождественская традиция: в ночь с 6 на 7 января непременно поставить свечу на подоконник и приоткрыть окно — чтобы Богородица удостоила каждый дом своей милостью, и чтобы Господь привечал Грузию.