Posted 25 марта 2021,, 16:06

Published 25 марта 2021,, 16:06

Modified 30 марта, 12:03

Updated 30 марта, 12:03

С гаражами станет легче, а с получением водительских прав — нет

25 марта 2021, 16:06
Эксперты оценили новшества, которые ждут российских автолюбителей: под амнистию попадут не все, а коррупция неискоренима.

Две новости широко обсуждает сегодня автомобильная общественность: с 1 апреля меняются правила сдачи экзаменов на водительские права, а с 1 сентября вводится «гаражная амнистия».

Новшество в экзаменовке на права, как разъяснил корреспонденту известный транспортный журналист Сергей Асланян, состоит в том, что вместо трех экзаменов остается два. Это, естественно, теория и практика вождения — но исчезает «площадка», выполнение ряда упражнений перед выездом непосредственно в город.

«Официально это называется „отмена площадки“, но она перестает быть самостоятельной зачетной дисциплиной, оставаясь элементом сдачи экзамена, — рассказал эксперт. — Раньше надо было выполнить некоторое количество упражнений: например, сдать задним ходом в бокс, проехать между вешками, или выполнить параллельную парковку. Или же (это пошло еще со времен советской власти) совершить заезд на эстакаду. Все эти трюки и ныне легитимны — по усмотрению экзаменатора. Но раньше это занимало отдельный день. Один день человек сдавал теорию, второй день — „площадку“, и третий день — город».

Отныне зачетных дисциплин остается две. Дней для сдачи экзаменов тоже два: теоретический и практический. Опытный автомобилист признал, что «это похоже на элемент здравого смысла». «Где в нашей жизни мы с вами катаемся по площадке? — спросил Асланян. — Разве что со двора выезжаем… Это не то, на что нужно натаскивать ученика. И не та дисциплина, которая должна быть отдельным зачетом».

Однако даже здесь, по его мнению, предпринимается далеко не все: Сергей Асланян убежден в необходимости обучения езде по междугородним автострадам и даже скоростной езде, но ничего этого в автошколах до сих пор нет.

Главное же, по мнению эксперта, процесс экзаменовки и выдачи водительских прав как был, так и остается глубоко коррумпированным, и ничего не предпринимается для борьбы с этим злом: «При советской власти экзамен был один, и занимал он полдня. Человек приходил в ГАИ, сдавал теорию, тут же садился за руль, сдавал практику, через полчаса получал права, а вечером их обмывал, счастливый и довольный. Это означает, что взятка всего лишь одна: за весь комплекс. Поэтому в ГАИ решили: мол, давайте, все-таки дадим человеку возможность обдумать свое поведение и заплатить трижды».

Асланян также обратил внимание на субъективность экзаменовки, «чтобы не оскудела рука дающего», и «чтобы человек всегда был в позе виноватого и никогда не мог качать права». «Есть штрафные баллы за нарушения, — напомнил эксперт. — Не пристегнулся — 1 балл. Выехал на встречку — 5 баллов, экзамен не сдан. Заходишь на второй круг через неделю. Или, например, „выбрал неправильную скорость“. А кто решает, какая скорость правильная? На усмотрение экзаменатора. Вот, я считаю, что на этот поворот надо заходить на 20 км в час, а он считает, что на 40 км. То есть — та же невнятица, направленная на то, чтобы человек не мог сразу сдать».

«Не должна полиция принимать экзамены на права, — подчеркнул Асланян. — Это обычная муниципальная служба — как в США, Германии и Франции. Нигде майор в бронежилете, с пистолетом, выслугой и ранней пенсией не принимает у девочки-блондинки экзаменов на управление транспортным средством под названием «Жигули» с автоматом». Чем меньше функций мы оставим у полиции, чем больше здравого смысла и выше качество».

Что касается «гаражной амнистии», то у автомобилистов она, конечно, вызывает позитивные чувства. В ближайшие пять лет, с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026-го, узаконить гаражи и получить бесплатно в собственность землю под ними смогут, по предварительным подсчетам, от трех с половиной до пяти миллионов россиян, у которых есть машина и гараж, но этот гараж находится на полулегальном положении.

Закон, принятый Госдумой, устанавливает следующие границы: гараж должен быть построен до 30 декабря 2004 года и предоставлен решением общего собрания гаражного кооператива, органом власти либо еще какой организацией. Такому владельцу закон предоставляет возможности по минимизации волокиты — достаточно одного документа и т. д. Закон распространяется и на сварные металлические гаражи, но не на «ракушки», которые вообще не являются строениями, но складными портативными конструкциями.

Одобрение новшества высказал корреспонденту «Росбалта» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он подчеркнул, что закон позволит ввести множество гаражей в правовое поле, где у их владельцев появятся свои права, а также некоторые обязанности, например, налоги (несколько тысяч рублей в год).

«Если это легализуется, можно будет вывести в „белое поле“ и „гаражную экономику“, те же автосервисы, — отметил эксперт. — Начнут появляться документы, право собственности. Гаражи можно будет продавать-покупать и объединять каким-то образом».

Здесь налицо некоторая разница между гаражами и дачами. На даче тоже иные владельцы организуют, кто автосервис, а кто и свиноферму. И во многих случаях, у соседей это вызывает протесты и жалобы. Но автосервисы в гаражах, по мнению эксперта, куда более естественны, нежели автосервисы на дачах. Гаражная среда — не жилая.

«Надо, наоборот, выводить эти автосервисы в „белое поле“, — заметил Шапарин. — Тогда можно будет предъявлять и какие-то претензии согласно, например, закону о защите прав потребителей. Это постепенные небольшие шаги в сторону цивилизованной экономики. Кстати, в том числе и в Москве, достаточно много гаражей переоборудованы в жилые помещения, и там люди живут. Незаконно, но у нас, например, апартаменты по закону тоже нежилые помещения, которые преспокойно используются как жилые. Так что гаражная амнистия привнесет в эту сферу элементы законности, а дальше можно будет совершенствовать законодательство именно в сторону расширения возможностей использования гаражей и перевода их в другие категории недвижимости».

«Отдельная история — защита прав владельцев гаражей, которые не зарегистрированы в установленном порядке и при сносятся в целях строительства, — рассказал Антон Шапарин. — Очень частая история в крупных городах. Люди получат возможность защищать свои права перед застройщиком».

Что касается «рубежной» даты 30 декабря 2004 года, то законодатель привязал ее к принятию нынешней редакции Градостроительного кодекса РФ, после которой, как считается, эта сфера стала упорядоченной. Однако Антон Шапарин заметил, что предпочел бы распространить амнистию все-таки на все гаражи, вне зависимости от срока постройки.

Леонид Смирнов