Posted 8 сентября 2020,, 16:52

Published 8 сентября 2020,, 16:52

Modified 30 марта, 13:25

Updated 30 марта, 13:25

БСК готова разрабатывать шихан Шахтау до 2027 года, активно занимаясь поиском нового источника сырья

8 сентября 2020, 16:52

Основной темой обсуждения на заседании совета директоров Башкирской содовой компании (БСК) стали варианты решения проблемы дефицита известкового сырья для содового производства.

В частности, член совета директоров БСК от Регионального фонда, представляющего интересы Республики Башкортостан, Тимур Казыханов предложил сократить объем производства продукции в условиях дефицита сырья. Однако такой вариант неизбежно повлечет за собой снижение поступлений в бюджет и сокращение рабочих мест. Кроме того, как отметил участвовавший в заседании начальник департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Александр Орлов, «тогда надо уже начать думать о снижении потребления соды в России — соответственно, снижении производства стекла, металлов, строительства и т. д.»

Между тем руководство БСК подчеркнуло, что намерено скрупулезно изучить все возможные варианты разработки нового сырья для производства соды и каустика, имея основной целью сохранение мощностей производства и рабочих мест. Особая сложность ситуации, обрисованной генеральным директором компании Эдуардом Давыдовым, заключается в том, что все горы, содержащие природное сырье — известняки, либо являются природными памятниками и заповедниками, либо содержат бедное сырье, негодное для промышленности. Гора Шахтау, где добывается известняк в настоящее время, разрабатывается с 1971 года, и ее запасы близки к исчерпанию. Вариант с разработкой горы Куштау был утвержден в 2018 году, но в республике вспыхнули общественные протесты.

Основной вариант, предложенный Эдуардом Давыдовым, состоит в том, чтобы разрабатывать пока остаточные запасы шихана Шахтау, пусть и ниже уровня грунтовых вод, с соблюдением целого комплекса мер безопасности (поскольку работы несут определенные риски загрязнения рек Белой и Селеук), получением соответствующих разрешений. Таким образом удастся выиграть несколько лет — с 2024 до 2027 года, — в течение которых можно будет искать новые варианты. В самом крайнем случае Давыдов выразил готовность компании завозить известняк из других регионов. Однако это крайне негативно скажется на экспорте собственной продукции. Кроме того, может потребоваться субсидировать содовое производство за счет других направлений компании. Но, как пояснил Давыдов, БСК готова пойти на такой шаг, чтобы сохранить производство и рабочие места.

«К сырьевому источнику Куштау мы шли 12 лет, — напомнил журналистам после заседания председатель совета директоров БСК Григорий Рапота. — И не одни, а в четком согласовании с правительством республики, специализированными институтами и федеральным правительством, у которого фактически находятся недра. Если вы помните эту историю, два года назад самым оптимальным вариантом с точки зрения экономики и даже наименьшего вреда для окружающей среды и населения была гора Торотау. Но это был памятник природы, и когда Радий Хабиров вступил в должность президента республики, все-таки был найден компромисс в пользу горы Куштау».

По вопросу о том, что делать теперь, Рапота заметил: «Прошло немного времени. Мы какую-то домашнюю работу сделали, чтобы ни в коем случае не остановить предприятие. Сегодня обсуждалась первоочередная задача — посмотреть все резервы, которые есть на существующем карьере, чтобы купить максимально время. Для разработки карьера, даже если найдена оптимальная альтернатива, до момента его промышленной эксплуатации пройдет не менее 4-5 лет». Рапота также заметил, что сокращения трудового коллектива из-за начавшихся событий, не будет.

На вопрос по поводу идеи главы Башкортостана Радия Хабирова о выкупе республикой контрольного пакета акций БСК, Григорий Рапота ответил: «Предложение главы республики прозвучало только через СМИ. Никакого разговора и диалога между нами, как частными акционерами и республикой, не было. Но один из наших акционеров сегодня заявил, что, если будет государственная необходимость приобретения контрольного пакета или 100% компании (ходили разговоры и о национализации компании), то мы примем это предложение».

Отметим, что стоимость 38% госпакета в АО «БСК», который формирует выручку в 56 млрд и который сложился из трех заводов, оценивается в 22 млрд рублей. При этом стоимость 62% акций одного из этих заводов — АО «Сода», которым владела Башкирия до 2013 года, — оценивалась в 7 млрд рублей. Выручка АО «Сода» в 2012 году составила 14 млрд рублей. Таким образом стоимость госпакета выросла за это время в три раза, и доходность на капитал (дивиденды государству) увеличилась с 2 млрд рублей в год до 5 млрд рублей в 2019 году, отметили в ходе совета директоров БСК.