Posted 26 мая 2022,, 08:45

Published 26 мая 2022,, 08:45

Modified 1 февраля, 18:24

Updated 1 февраля, 18:24

Ирина Якутенко. Странности обезьяньей оспы

26 мая 2022, 08:45

По мере накопления новых данных проясняются некоторые странности, связанные с нынешней вспышкой обезьяньей оспы. Например, вопрос о том, почему болезнь начала как будто независимо друг от друга распространяться сразу в нескольких европейских странах и при этом у заразившихся не прослеживается никакой истории путешествий в Африку. Более того, большинство ранних выявленных заболевших принадлежали к ЛГБТ-сообществу.

Похожий паттерн был в самом начале пандемии ВИЧ, и он был связан с передачей вируса половым путем и, скажем так, вольным поведением некоторых первых заболевших. Почитайте про канадского стюарда-гомосексуала Гаэтана Дэга, у которого было огромное количество половых партнеров, часть из которых он успел заразить до того, как обнаружил у себя симптомы СПИДа. Раньше считалось, что именно Дэга был тем самым пациентом номер 0, который разнес ВИЧ по территории США, но не так давно эту теорию опровергли. Дэга, по всей видимости, не был первым, и хотя, несомненно, он способствовал распространению вируса, его роль была сильно преувеличена. Тем не менее внедрение ВИЧ в человеческую популяцию, особенно на ранних стадиях, было связано именно с половыми контактами.

С вирусом обезьяньей оспы, кажется, произошло не это, а, скорее, то, что было в начале пандемии ковида, когда любители горных лыж, приехавшие на зимние каникулы в Тироль из разных европейских стран, заразились сами — не на склоне, конечно, а в барах и кафе во время après-ski, вечерних посиделок после катания, — и привезли коронавирус домой.

Изучение истории контактов заболевших оспой обезьян показало, что многие из них участвовали в сексуальных вечеринках, где нормой является тот самый тесный контакт, необходимый для передачи. Иначе говоря, похоже, произошло одно или несколько событий суперспрединга, оно же суперраспространение, когда один человек заражает сразу много народу. Так это или нет, пока сказать сложно, но дальнейшее распространение (или нераспространение) вируса обезьяньей оспы поможет нам подтвердить или опровергнуть это предположение.

Ирина Якутенко, научный журналист, биолог