Posted 21 ноября 2022,, 11:00

Published 21 ноября 2022,, 11:00

Modified 1 февраля, 19:38

Updated 1 февраля, 19:38

Талгат Калиев. О чем говорят выборы в Казахстане?

21 ноября 2022, 11:00

Установленная по предварительным данным без малого 70-процентная явка и определенный по данным экзит-полов 82-85-процентный уровень поддержки Касым-Жомарта Токаева закономерны и поддаются логическим объяснениям. Даже традиционно суперпассивный Алматы выдал почти тридцатипроцентную явку. Что, учитывая численность населения крупнейшего мегаполиса страны, в абсолютных цифрах составляет внушительную величину.

Безусловно, на уровень явки повлияли шоки — как от январских событий, повторения которых никто не хочет, так и российско-украинский конфликт, побуждающий казахстанцев ценить свое благополучие больше, чем когда-либо прежде.

Другим фактором является накопившийся запрос на изменения. Речь идет не о набивших оскомину за три десятилетия косметических правках, а о полной и комплексной перезагрузке всей модели управления страной и организации процессов, принятии новой политической, управленческой и общественной парадигмы, переучреждении общественного договора между властью и гражданами. И принципиальным в этом процессе, похоже, является провозглашенный избранным президентом постулат о социальной справедливости и справедливом государстве. Что предполагает не только упразднение принципа неподсудности элит и их окружения, но и прозрачность принимаемых решений, демонополизацию экономики и банковского сектора, широкую социальную мобильность, в том числе, в вертикальном разрезе.

Высокая явка одновременно свидетельствует как о поддержке курса Касым-Жомарта Токаева, так и о высоком уровне возникшего в казахстанском обществе мобилизационного потенциала. То есть запрос на справедливость гарантирует и поддержку, но и крайний уровень критического внимания и требовательности к новой власти. Любое решение которой теперь будет оцениваться через призму обновленного мандата и общественных ожиданий.

По сути, это в полной мере кредит доверия, за который общество не только будет рассчитывать получить ожидаемое, но и не станет возражать против дополнительного вознаграждения. Учитывая сложность ситуации и критический уровень вызовов, с которыми столкнулась страна, задача имеет чрезвычайный уровень сложности.

Талгат Калиев, политолог