Posted 7 декабря 2022,, 17:09

Published 7 декабря 2022,, 17:09

Modified 1 февраля, 19:41

Updated 1 февраля, 19:41

Илья Гращенков. В такой системе координат враг должен быть уничтожен или вытеснен за периметр

7 декабря 2022, 17:09

Создание СССР 2.0 — это не столько стратегия, сколько тактика отката системы до ее default-состояния. Система родилась из ошибок демонтажа Союза и теперь стремится вернуться к точке своего рождения. Что именно там планируют обнаружить — неизвестно, так как погружение равносильно экспедиции глубоководного аппарата на дно Марианской впадины. Сильное давление и отсутствие кислорода делают выживание крайне сложным.

Однако сам процесс погружения решает многие внутренние задачи. К примеру, проблема санкций может быть заморожена на фоне такого отката. Тут можно вспомнить заявление Путина от 11 марта на переговорах с Лукашенко, где президент сказал, что «Советский Союз все время жил в условиях санкций, но, несмотря на это, развивался и добивался успехов». Этот подход также подразумевает, что в современных условиях противостояния с Западом большая часть населения будет стоически воспринимать любые тяготы, понимая их как необходимые для достижения неких глобальных целей и «колоссальных успехов».

Хотя СССР 2.0 — это все же миф. Возвращение — это игра на ресентименте, подразумевающая отношения с Западом в градациях от «холодной войны» до «мирного сосуществования». Это новая «холодная война», как и в 1950–60-е годы, с балансированием на грани горячей и даже сверхгорячей стадии. Отсюда и понимание фактора врага — внешнего и внутреннего. В такой системе координат он должен быть уничтожен или вытеснен за периметр.

Главная проблема в таком «путешествии во времени» — непонимание того, как повернуть вспять большую часть экономических процессов, которые во многом обеспечивали существование СССР. Поэтому откат системы оказался возможен лишь до крайних границ распада, когда система хозяйствования пребывала на грани между государственным капитализмом и зачатками рынка. Эпоха неозастоя «десятых» тоже оказалась косплеем брежневского консьюмеризма, по итогам требующая все той же неоконченной перестройки.

Выводы остаются прежними: само здание российской государственности требует достройки — и отнюдь не идеологической.

Илья Гращенков, политолог