Posted 25 марта 2023,, 18:55

Published 25 марта 2023,, 18:55

Modified 1 февраля, 20:00

Updated 1 февраля, 20:00

Александр Ивахник. Европу расколол закон о запрете ДВС

Александр Ивахник. Европу расколол закон о запрете ДВС

25 марта 2023, 18:55
Фото: CC0 Public Domain

На прошедшем 23–24 марта саммите ЕС, помимо наиболее громко прозвучавшего решения о поставках Украине в течение года 1 млн снарядов, было немало других вопросов. В частности, Еврокомиссия представила новую промышленную стратегию, которая нацелена на стимулирование развития в ЕС технологий, связанных с «зеленой» энергетикой.

Обсуждался вопрос, как вести себя в отношениях с Китаем после напугавшего многих визита председателя Си в Москву. Стало известно, что на следующей неделе Китай посетит премьер Испании Педро Санчес, а вслед за ним в начале апреля — президент Макрон вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. В пятницу в центре внимания была тема финансовой стабильности еврозоны в условиях начавшегося в США и отозвавшегося в Швейцарии банковского кризиса.

Но, пожалуй, все другие темы затмил вопрос, который вообще отсутствовал в повестке дня. Это противостояние между Германией с рядом примкнувших к ней стран, которые стремятся продлить жизнь двигателя внутреннего сгорания в автомобилестроении, и теми, кто настаивает на полном переходе к электромобилям.

Напомним, что в октябре прошлого года Европарламент, Еврокомиссия и лидеры стран ЕС достигли соглашения о том, что с 2035 года в союзе должны быть запрещены продажи новых легковых автомобилей и фургонов с выбросами двуокиси углерода. Фактически это ставило вне закона выпуск новых авто с ДВС уже через 12 лет. Депутаты Европарламента в феврале одобрили соответствующий законопроект и направили его членам союза для окончательного подписания.

Однако в последний момент Германия к возмущению многих стран ЕС отказалась одобрить этот законопроект. Крупнейшая автомобильная держава Европы потребовала, чтобы Еврокомиссия нашла юридически закрепленную возможность продолжать после 2035 года производство ДВС для машин, работающих на так называемом электротопливе. Это синтетическое топливо, которое вырабатывается из улавливаемой в воздухе двуокиси углерода путем химического гидрирования или из водорода с помощью электроэнергии из возобновляемых источников. За такой вариант решительно выступили лидеры неолиберальной Свободной демократической партии — министр финансов Кристиан Линднер и министр транспорта Фолькер Виссинг. Их требование поддержал канцлер Олаф Шольц.

В Европе многие настроены против ДВС с электротопливом, поскольку оно дорого и не обеспечивает нулевого углеродного выброса. Еврокомиссия заняла уклончивую позицию.

Шольц, прибыв в Брюссель на саммит, заявил, что ЕК обещала сделать исключение для электротоплива и должна его выполнить. Сразу после этого представитель ЕК отметил, что речь не шла о внесении изменений в прежде одобренный законопроект. На полях саммита несколько лидеров стран ЕС выступили с критикой обструкционистского подхода Германии. Председатель Европарламента Роберта Метсола подчеркнула: «Мы не можем отступать от достигнутых соглашений, потому что это подрывает доверие между парламентариями и авторитет законодательного процесса».

В четверг вечером Германия представила Еврокомиссии на подпись юридическую декларацию, в которой та обязуется найти правовой путь для исключения из запрета ДВС с электротопливом. Однако к концу саммита Берлин и Брюссель не смогли договориться.

Ситуацию для ЕС еще более осложняет то, что Германия не одинока. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, а главное — Италия также выступают против запрета на ДВС с 2035 года. Премьер Италии Джорджа Мелони, уезжая с саммита, заявила, что Рим будет добиваться исключения не только для электротоплива, но и для биотоплива.

А в самой Германии этот вопрос вызвал обострение разногласий внутри трехпартийной правящей коалиции. «Зеленые» горячо поддерживали законопроект ЕС о запрете ДВС. Теперь они считают, что нынешняя позиция Берлина бьет по репутации Германии в Европе. На днях вице-канцлер Роберт Хабек публично обвинил партнеров по коалиции в отходе от борьбы против климатических изменений и в блокировании ряда важных проектов, выдвинутых «Зелеными». В воскресенье растущие противоречия будут обсуждаться на специальной встрече руководства трех партий.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co