Posted 2 марта 2022, 12:15

Published 2 марта 2022, 12:15

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Украинцы в ужасе бегут как можно дальше»

2 марта 2022, 12:15
Представители гражданского общества Польши оказывают огромную помощь беженцам, рассказала журналистка Елена Бабакова.

Журналистка Елена Бабакова из Варшавы описывает ситуацию с украинскими беженцами, которые массово покидают родину. Сотни тысяч людей вынуждены из-за войны искать убежище в Европе, в том числе в Польше. (Полностью беседу можно послушать тут).

— Все ли в порядке с вашими близкими и родными на Украине?

— Как раз сегодня ночью мама смогла добраться до меня из Киева. Очень непросто было выехать из города. Пришлось садиться на один из эвакуационных поездов во Львов, на которые уже не продают билеты. Люди садятся в порядке живой очереди. У моих родителей был флэш-бэк, что это как во время чернобыльской катастрофы 1986 года. Отец решил остаться в городе и защищать его, если понадобится.

Мои родственники из Днепра не хотят уезжать. Остаются на месте, чтобы в случае чего защищать город. Некоторые друзья уехали из Киева куда-то в сельскую местность. Многие поехали за границу. Несколько моих подруг, особенно те, у кого дети или пожилые родители, приехали в Польшу и планируют оставаться здесь или ехать дальше на Запад.

— С начала всего этого кошмара уже более 500 000 человек покинули Украину. Они отправились как раз в Польшу, Румынию, Венгрию и другие страны. Эти данные привел Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди. Есть ли данные, сколько их уже в стране? И на каких условиях их принимают?

— Важно сказать, что информацию о возможности российской »военной спецоперации» (собеседник использовал термин, запрещенный Роскомнадзором) против Украины мы достаточно интенсивно наблюдали с конца декабря прошлого года. На украинцев это особо не повлияло. Люди слышали это, но не хотели до конца поверить. Был какой-то страх, что может произойти эскалация боевых действий на Донбассе или что-то случиться в районе Харькова, но никто не думал, что российское государство решится начать «спецоперацию» (собеседник использовал термин, запрещенный Роскомнадзором).

Если смотреть на цифры пересечения западных границ Украины до 24 февраля, то там не было никакого роста. С 24 февраля мы видим, что он просто стал лавинообразным.

Причем киевлянам тогда казалось, что сейчас постоит эта пробка на проспекте Победы в западном направлении и потом будет легче уехать. Ничего подобного. В самой хорошей ситуации оказались те, кто поехал первыми. Они относительно быстро пересекли границу.

То, что происходит с 25 февраля, начинает приобретать черты гуманитарной катастрофы. Как вы уже сказали, 500 000 человек страну уже покинули, и количество тех, кто хочет уехать, все время растет. По данным польской пограничной службы, на утро 1 марта в страну с 24 февраля прибыло 320 000 человек. Это примерно в 8-9 раз более интенсивное движение на этой границе, чем было в нормальное доковидное время.

На втором месте по количеству пересечения границы Румыния, на третьем — Венгрия. Далее Молдова и Словакия.

Почему едут в первую очередь в Польшу? Во-первых, это самая длинная западная наземная граница Украины. Во-вторых, в Польше уже проживают в разном качестве больше миллиона граждан Украины. Люди хотят ехать туда, где у них есть семья или друзья.

Важный фактор, что польское правительство изначально задекларировало, что оно примет всех беженцев. Все, кто захочет бежать от этого конфликта, от военных действий (собеседник использовал термин, запрещенный Роскомнадзором). Хотя Польша к этому не готовилась и логистика заранее не была выстроена, но страна отреагировала все-таки хорошо.

— На каких условиях люди пересекают границу? Ведь среди беженцев могут быть те, кто оказался в такой ситуации без документов.

— Польша сказала, что будет пускать всех. Безвизовый режим по биометрическому паспорту. Можно проехать по старому загранпаспорту, в котором нет визы. По просроченному внутреннему паспорту, в котором нет фотографии. Польша разрешила въезжать с домашними животными без ветеринарных документов.

Сейчас беженцам приходится стоять в очереди на переходах более 24 часов. Когда люди пересекают границу, то все становится значительно легче. Поляки организовали несколько специальных центров, где украинцы могут рассчитывать на помощь, если у них нет в стране родственников или друзей. Там поселят, накормят, выдадут какие-то принадлежности по уходу за детьми.

Гражданское общество сейчас делает очень много. Мои знакомые смеются, что сейчас на одном из главных пропускных пунктов поляков, которые приехали помочь, привезли что-то беженцам, иногда даже больше, чем последних.

Не стоит забывать, что Польша сейчас — это одна из немногих возможностей для транзита на Запад. Не все эти 320 000 человек останутся в стране. Очень многих прямо у границы забирают, например, в Италию. Там тоже очень большая украинская диаспора еще с 90- годов. Поезд Варшава — Берлин в воскресенье утром был полностью заполнен украинцами. Тем более что польская и немецкая железные дороги отменили для них оплату за проезд.

Львов сейчас выглядит, как современная Касабланка. Огромное количество людей, которые разным транспортом туда добираются. Люди ночуют на вокзале. Часть гостиниц закрыта, остальные переполнены. Магазины не все работают. Люди, чаще всего женщины с детьми, пытаются попасть на какой-то транспорт, который вывезет их еще западнее.

— Где их в Польше размещают? Как решается вопрос об оказании необходимой медицинской помощи?

— Сейчас тысячи поляков принимают беженцев под свою крышу, но вы понимаете, что это разные истории, когда принимаешь кого-то на выходные или когда нужно приютить чужих людей на недели и месяцы. Не думаю, что к этому все психологически готовы. Это будет ноша, которую на себя придется взять государству.

С медициной вопрос решился достаточно быстро. Польша решила, что все, кто сейчас приезжает из Украины, может бесплатно обслуживаться за счет государства. Плюс одна популярная частная сеть клиник заявила, что готова обслуживать беженцев бесплатно. Все это действительно работает — принимают бесплатно.

— Есть ли понимание, сколько украинцев захотят мигрировать из-за этой войны?

— Согласно последним соцопросам перед началом спецоперации (собеседник использовал термин, запрещенный Роскомнадзором), о том, что эмиграция для них вариант выхода из этой ситуации, говорили 3% украинцев. Большинство людей ищут убежища в самой Украине. Идет большое переселение с востока страны на запад и с севера на юг. Большинство моих киевских друзей поехали в Киевскую область, а не в Польшу. Самая интенсивная миграция происходит сейчас внутри страны.

Хочу обратить внимание, что, несмотря, на декларации Кремля о защите русскоязычных и украинцев «от нацистской власти», не видны очереди на переходных пунктах между Украиной и Россией, где украинцы хотели бы спрятаться от президента Зеленского. Украинцы в ужасе бегут как можно дальше от России.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь