Posted 10 октября 2022,, 07:44

Published 10 октября 2022,, 07:44

Modified 1 февраля, 19:28

Updated 1 февраля, 19:28

Илья Гращенков. Готов ли народ падать в пропасть вместе с радикалами?

10 октября 2022, 07:44

Под соусом «возвращения в СССР» наиболее радикально настроенные адепты предлагают отказаться от всего «буржуазного». От гражданского общества, ставки на средний класс, приверженности высокому уровню материального благополучия. «Не наше это все, не русское!» — как говорил персонаж фильма «Старый новый год».

Но так ли это? Готов ли народ падать в пропасть вместе с Охлобыстиным — или все же цепляется за привычный образ жизни?

Общество у нас атомизированное (каждый сам за себя), и коллективно падать отдельные его элементы вовсе не желают. Конечно, средний класс (не те, которые 17 тыс. получают, а те, кто живет ценностями мидлов) в России составляет не самый большой процент. Если в 2013 году таковых насчитывалось около 18% (разные социологи дают разные цифры), то к 2022-му число таковых сократилось почти до 10%. При этом, если брать понятие более расширенно, то «ценности среднего класса» разделяют гораздо больше людей — около 25%. И более 50% хотели бы причислять себя к таковым (среднему классу — ред.) или желают подобного своим детям и внукам.

Кстати, толкая людей обратно в СССР, многие забывают, что мечта о среднем классе зародилась именно там, в эпохе дефицита и тоталитарного контроля за жизнью простого человека. Мечта о джинсах и жвачке во многом легла в основание революционных настроений конца 1980-х, а мещанская парадигма (далекая от идеи среднего класса) стала основой для появления феномена «новых русских». Да, гражданское общество построить не успели, однако пресловутую стабильность с забитыми полками магазинов — создали.

Но вот частичная мобилизация показала, что от несправедливости военкомов люди побежали не к государству (которое всячески уворачивается от контактов с населением), а именно к гражданскому обществу — к ассоциации солдатских матерей, юристам, волонтерам, правозащитникам. <…> Одним словом, еще не гражданское общество, но его контуры вновь начали формироваться в стране в тяжелый для Родины час.

Наверное, это правильно, так и должна формироваться гражданственность — запросом снизу, а не прихотью сверху. Возможно, что именно это общество не даст стране упасть в ту пропасть, которую облюбовали радикалы.

Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»